Нищета и милосердие

Нищета и милосердие
19 января 2005
Все чаще мы стали оглядываться в прошлое и в его нравственном опыте искать ответы на сегодняшние больные вопросы. После революции мы отказались не только от прежнего строя, но и от многих общечеловеческих ценностей, на которых основана любая мораль. Между тем милосердие – глубоко ответственная потребность человека. Спустя годы, возродились слова «благотворительность», «милосердие», «сострадание». Пожелтевшие страницы старинных документов донесли до нашего времени факты о подлинном милосердии.
В отчете Ирбитского Попечительного Общества о бедных за 1889 год указано следующее:
- В виду искоренения в городе Ирбите бродячего нищенства Попечительное общество нанимало благонадежных лиц из бедных жителей, которые производили денежный сбор в кружки, выданные им Обществом, на церковных папертях, по домам. Каковой сбор по постановлению Комитета Попечительного Общества выдавался нищенствующим на их нужды. Согласно журнальным постановлениям Ирбитское Уездное Полицейское Управление прошено было не дозволять нищим стоять на церковных папертях и вообще принять указанные в законе меры к искоренению в городе бродячего нищенствования.
Деятельность комитета была направлена на изыскание и увеличение скромных доходов, коими располагало Попечительное Общество: билетами 7920 рублей 04 копейки, деньгами 890 рублей 55 копеек и на правильное распределение своей благотворительности между бедными.
В 1889 году в двухэтажном каменном здании по улице Первомайской, завещанного со всеми надворными постройками умершим купцом Выборовым, располагалась богадельня, где призревалось 11 мужчин, 19 женщин. В детском убежище воспитывалось 12 мальчиков и 10 девочек. От 70 до 95 разных лиц и бедных семейств получали ежемесячное пособие от 1 до 5 рублей в месяц, по разным уважительным причинам выдавались и одновременно незначительные пособия, а равно и на похороны.
Городским Управлением в 1889 году было отпущено в распоряжение Попечительного общества 1100 рублей и местным уездным земством уплачено за призрение в убежищах детей, не принадлежащих к городскому сословию 100 рублей, и подлежат к поступлению 540 рублей за призреваемых в богадельню пенсионеров земства. Кроме того, средства Попечительного Общества составляются из добровольных пожертвований, от устроения гуляний, спектаклей, базаров, а равно и других случайных поступлений.
Далее указаны фамилии ирбитчан, пожертвовавших в пользу Попечительского Общества:
Мещанин Агренев-Славинский – 50 рублей, г-жа Петрова и Михайлова – 25 рублей. Тимофеева – 15 рублей, Смирнова – 10 рублей, неизвестный – 10 рублей.
Собрано по подписным листам 66 рублей 90 копеек.
Припасами: муки пшеничной, мяса, хлеба благого, яиц, сахару – на 70 рублей.
Одежными вещами: 18 аршин холста, 30 аршин ситца, 5 женских рубах, поношенных – 2, скатерти – 2.
Посудой: противень, сковорода, глиняный горшок, старых кадки – 3 шт.
В детское убежище пожертвовано:
Одежными вещами: шалей шерстяных – 5, полотенца – 3, чулок – 2, толстой ткани на 0,13 копеек, кофта.
Припасами: крендели – 4 фунта, саек – 31 штука, яиц – 120 штук, пряников и орехов – 1,4 фунта, булочек – 7 штук, пирог рыбный, ягодный, на обед – 4 рубля, 4 соленых рыбы, шанег и калачей – 20 штук, оладий – 18 штук.
Кроме того, для нужд призреваемых был организован кружечный сбор. Кружек было 4: при церквах в Соборной, Сретенской, Воскресенской и Кладбищенской. При первых двух сбор возложен на особых лиц из бедного сословия крестьян Кокшарова и Годова, как заслуживающих доверия, в последних 2 кружках собирали призреваемые из богадельни старики. Согласно журнальному постановлению Попечительного общества от 3 ноября 1889 года, добавлено еще 3 кружки для сбора денег по городу. Этот сбор производился уполномоченными Комитетом тремя благонадежными лицами. В течение года кружечный сбор составил 466 рублей 96 1/2 копейки.
Лица, собиравшие в кружки, получали пособия в усиленном размере, как вознаграждение за стоянку при церквах. Им выделялось по 63 рубля, тогда, как максимальное пособие было 36 рублей, минимальное – 20 рублей в год.
На похороны призреваемых выделялся один рубль, на ребенка – 70 копеек. По списку лиц, получавших единовременное пособие к праздникам святой Пасхи и Божества Христова (всего 36 человек), было роздано 54 рубля 14 копеек. Всего же содержание призреваемого обходилось за год 56 рублей 32 копейки, в месяц 4 рубля 69 1/2 копейки, в детском убежище 37 рублей 61 копейка в год.
В 20 веке отношение к нищим различное. Одни ругаются вслед, иные непременно хоть несколько копеек да бросят. Пресса – то гневные разоблачительные статьи про «нищенскую» мафию публикует, то душещипательную историю втиснет, такую, что у мужиков слеза вышибается.  Как бы то ни было, ни те, ни другие не пожелают такой судьбы ни себе, ни своим близким. Но уж если так случилось у человека, пусть даже он и сам виноват в этом. Нельзя проходить мимо, не по-христиански и не по-человечески это как-то. А потом ведь не зря говорят: «От тюрьмы, да от сумы»…

Елена Абрамова
В статье использованы данные Ирбитского архива



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений