Мусульмане на Ирбитской ярмарке

Мусульмане на Ирбитской ярмарке
2 Декабря 2016
Именно такую тему, а также историю создания в Ирбите мусульманской мечети, обсудили на встрече, которая прошла в Ирбитском музее народного быта. Своими находками, в виде исторических документов, поделился Алексей Николаевич Старостин, заведующий кафедры теологии Уральского горного университета, посвятивший свою диссертацию истории мусульман на Урале.
Участниками встречи стали педагоги, музейщики, краеведы и другие жители города Ирбита, которым заявленная тема показалась интересной.
А.Н. Старостин, начиная разговор, отметил, что до настоящего времени сохранилось здание только мечети в бывшем ярмарочном городе Ирбите. Других не сохранилось.
В XVII веке крепость Верхотурье была воротами в Сибирь. Но постепенно центр влияния сместился Ирбит, который стал местом сосредоточения капитала поликонфессионального купечества. Уже тогда на купцы-мусульмане задумывались о строительстве мечети.
В 1838 году было направлено письмо Пермскому губернатору о возведении мечети. Дозволение на это было получено и начался сбор средств. Магометанство командировало в Ирбит духовное лицо для совершения обрядов и сбора денег. Собирали 10 лет, удалось собрать порядка 600 рублей. Этих денег на строительство не хватало.
Дальше продолжил собирать следующий Г. Яушев, из древнего татарского рода. Кстати, Яушевым был пожалован титул князей. Но позднее за отказ от перехода в христианство у них были отобраны поместья, а сами князья были записаны в крестьяне.
Яушев считал, что нужно ускорить строительство мечети, при которой может действовать медресе. Он предложил создать план и начать строительство на те деньги, которые есть. Купцы же предложили купить готовый дом, чтобы ускорить строительство.
В 1866 году духовное собрание обратилось к купцу I гильдии Искаку Юнусову с просьбой выступить посредником в деле приобретения здания. После необходимых проверок было приобретено здание надворной советницы Кристины Петровой (перекресток улиц Революции и К. Маркса. Над домом возвели стрельчатый минарет. И было назначено новое духовное лицо. НО мусульмане Ирбита обратились с просьбой, чтобы Яушев был вновь назначен имамом бессрочно. Никого иного татарские торговцы видеть не хотели. Присылаемые из Уфы духовные лица просто напросто игнорировались.
Тем не менее, вне ярмарки, в Ирбите в те времена постоянно проживали лишь 4 мусульманские семьи. Остальные приезжали только в ярмарку. Яушева избрали пожизненным имамом ирбитской ярмарки. Когда ярмарка заканчивалась, он уезжал в другие мечети.
Между тем, география мусульманского купечества была огромной. Кроме этого, отмечается еще одна особенность – среди мусульман мужчин было в десять раз больше, чем женщин. Связано это было, безусловно, с тем, что купцы приезжали торговать, а свои семьи оставляли на родине.
В 1904 году Г. Яушев был первым, кто направил письмо губернатору о наделении мусульман политическими правами. Вскоре после этого был назначен новый имам Мирза Заид Хайретдинов (Каримов).
После революции судьба мечети по сути повторила судьбу православных храмов. В 1926 году по договору здание было сдано в аренду магометанскому религиозному обществу. В октябре 1929 года было принято решение использовать мечеть под татаро-башкирскую школу. 14 декабря 1929 собрание религиозной общины магометан приняло решение отказаться от мечети. И в 1931 году было приято решение об окончательном закрытии мечети.
Позднее здание мечети и примыкающие к нему здания были задействованы под производство ликеро-водочной продукции. А в 2006 году было приобретено Михаилом Ивановичем Смердовым. Здесь сейчас находится торговый центр и Ирбитский музей народного быта.
А.Н. Старостин не только сообщил собравшимся о вехах истории мечети, но и передал в архив и музей собранные документы, которые легли в основу его исследования. Он заверил, что исследования будут продолжаться, так как белых пятен в истории еще много. Тем более что он посетил мусульманское кладбище в Ирбите, где его ожидали интересные находки.
Светлана Уралова