История церквей села Знаменского Ирбитского района

История церквей села Знаменского Ирбитского района
26 мая 2023
Первый храм в Знаменке из-за крайней его ветхости был разобран в 1782 году. Назывался он в честь знамения иконы Божьей матери. Отсюда село Подволошинское получило новое свое название - Знаменское. Но в народе, а иногда и в светских официальных документах оно долго еще именовалось по-старому: Подволошинским и Подволошиным. Может быть, старое название держалось так долго еще и потому, что с постройкой первого храма и присвоением селу нового названия, церковный приход во всех официальных документах именовался с самого начала и до конца своего существования Подволошинским.
Первыми русскими поселенцами в деревнях по реке Кирге были, вероятно, выходцы из Вятской, Вологодской и Архангельской губерний. Об этом говорит наречие киргинцев, название предметов обихода и микротопонимы.
В Знаменке, в частности, к церковному храму был сделан придел в честь, видимо, особо почитаемого на их старой родине святого Прокопия Устюжского...
... Когда первый храм был разобран, взамен был построен новый, деревянный же.
В 1800 году церковь эта сгорела. Весь Подволошинский приход был временно приписан к Киргинской церкви.
Вместо сгоревшей деревянной церкви сразу же стали строить новую, каменную, в память Благовещения Деве Марии, с приделом святому Прокопию Устюжскому Чудотворцу.
В 1808 году храм этот был выстроен и освящен.
При разборке колокольни этого храма в 1960 году на металлических сваях были обнаружены клейма, говорящие о том, что сваи эти были изготовлены на заводе Демидова в 1769 году.
На первом клейме было выбито слово «Сибирь» и изображение бегущего соболя, на втором - «1769» и буквы: «С и S», что значит «Старый соболь», на третьем выбиты буквы ССНД, что значит «Статский Советник Никита Демидов».
В 1873 году храм был расширен приделом в честь Архистратига Божия Михаила.
Подволошинский приход охватывал население деревень: Знаменки, Ольховки, Шемельдейки, Зверевой, Большого и Малого Камыша, Долматовой, Пахомовой.
Последние деревни в 1882 году были переданы Иленскому (Ляпуновскому) приходу.
Деревня Никитина первоначально входила в киргинский приход, затем в Подволошинский, в Березовский и опять в Подволошинский. В этой деревне имелась своя церковь Покровская, переделанная из каменной часовни в 1889 году...
... В 1922 году все церковное имущество Знаменский Волисполком взял на учет, как общенародное достояние. В это же время были изъяты из церквей обихода все золотые вещи, которые пошли на выкуп хлеба за границей для голодающих областей России.
По данным 1928 года в Знаменской волости было 3 церковных прихода:
1. В селе знаменском - церковь «Благовещенская», прихожан 2750 человек;
2. В деревне Никитиной - церковь «Покрова Божьей Матери», прихожан 323 человека;
3. В селе Березовском - церковь «Знамения», прихожан 1724 человека.
В условиях этих церквей было записано: общинно-нравственное совершенствование и спасение души.
Кроме этого в каждой деревне волости было по часовне и одна часовня на Знаменском кладбище, поставленная в честь святого Пантелеймона, а отсюда - кладбище и гора назывались Пантелеймоновскими.
23 марта 1924 года решением Знаменского райисполкома были национализированы все церковные дома:
1. «Поповский» дом - квартира для священника;
2. «Дьяконовский» дом - квартира для дьякона;
3. «Просфирный» дом - квартира для просфирни.
С этого момента служители церкви были вынуждены жить на частных квартирах. Исключение составлял только псаломщик Мухин Инокентий Дормидонтович, который имел свой дом.
В январе-феврале 1925 года церковь, часовни и все предметы церковного обихода по договору со Знаменским райисполкомом были переданы верующим в бесплатное пользование. Договоры и описи имущества оформлял член райисполкома Чувашев Андрей Ерастович.
Описание Благовещенской церкви и часовен Знаменской волости по данным 1925 года:
1. Здание церкви каменное с двумя главами, одной колокольней и тремя алтарями: Михайловским, Благовещенским и Прокопьевским
2. Крыша железная крашеная, а на куполах и шпиле колокольни - оцинкованная.
3. Низ ограды - кирпичная стена, покрытая железным водосливом, а верх - железная ажурная решетка. Столбы мраморные точеные.
4. Низ ворот из листового железа, а верх - ажурная решетка. Столбы - оштукатуренная кирпичная кладка.
5. Колоколов -6, общим весом 241 пуд и 4 фунта.
6. Предметов церковного обихода - 100 названий и общим количеством 380 штук. Из них из серебра - 13 шт., общим весом 12 фунтов 4 золотника. Из бронзы - 2 шт., общим весом 14 фунтов 92 золотника. Никелированных - 1 шт., весом 1 фунт 30 золотников. Из меди - 62 шт., весом 22 пуда 12 фунтов и 73 золотника.
В деревне Ольховка часовня деревянная. Наименование -Духовская, колоколов - 2, верующих 23 человека, имущества - 24 предмета.
В деревне Большая Зверева часовня каменная с деревянной оградой. Наименование - Иоановская, колоколов - 3, верующих - 31 человек. Принадлежностей религиозного культа - 27 предметов. Вот некоторые из них: икон - 4, хоругвий на полотне - 2, престол деревянный с парчей - 1,чаша медная - 1, кадило медное - 1,подсвечников медных - 2, лампада медная - 1, лампада жестяная - 2.
В деревне Галишевой часовня каменная с деревянной оградой. Наименование - построена в честь покрова Пресвятой Богородицы. Колоколов - 3, верующих - 58 человек, принадлежностей религиозного культа - 56 предметов.
В деревне Большой Камыш часовня с деревянной оградой, построенная в 1875 году в честь святого Николая Чудотворца. Колоколов - 4, верующих - 30 человек, принадлежностей религиозного культа - 54 предмета.
В деревне Шемельдейке часовня деревянная, остальных данных нет.
Еще в 1922 году среди высшего духовенства произошел раскол на два течения: на «обновленцев», которые стремились к лояльности с Советской властью и «староцерковников», во главе которых стоял ярый реакционер Московский митрополит Тихон.
Позднее раскол углубился до верующих масс. Между ними значительное время шла непримиримая борьба.
В Знаменской волости (а позднее и в районе) эта борьба между обновленцами и «тихоновцами» главным образом выразилась в стремлении завладеть зданием церкви и церковным имуществом.
Получилось так, что «обновленцы», которых в самой Знаменке было большинство, сумели завладеть зданием церкви и всем церковным имуществом. А «староцерковники», которые проживали в основном на периферии, и хотя их в 4 раза больше было, чем «обновленцев», проморгали этот момент и остались без храма.
После раскола «староцерковники» отправляли свои религиозные обряды в Болшекамышинской Никольской часовне, продолжая считать себя прихожанами Благовещенской церкви, думая, что такое их положение является временным.
Немало было написано ими жалоб на обидчиков в Знаменский райисполком, и хотя помещение церкви вполне позволяло отправлять службы тем и другим, но «обновленцы» упрямо стояли на своем и не соглашались на предложение религиозных противников поделить храм и имущество, соответственно количеству членов общин.
В конце 1927 года «староцерковники», потеряв всякую надежду отвоевать у «обновленцев» церковь, решили «Никольскую» часовню в деревне Большой Камыш приспособить под свой храм.
В скорости были завершены все формальности и произведено освящение новоявленного храма. В Большом Камыше появилась Никольская церковь.
Староцерковники подкупили необходимой церковной утвари, пригласили полагающийся по штату церковный притч и успокоились. Никольская церковь объединила 2122 человека верующих, охватив большую часть деревень Знаменского района, от выселок Марково и деревни Шемельдейки до деревень Пьянковского сельсовета. Последним священником Большекамышинской Никольской церкви был Брусьянинов Василий Васильевич, а церковным старостой - Подоксенов Палладий Никитич.
Последним священником Знаменской Благовещенской церкви был Копьев Михаил Васильевич, а церковным старостой - Чувашев Михаил Васильевич.
До Октябрьской революции служители церкви получали жалование от государства и от прихожан в виде различных сборов деньгами и продуктами. Помимо всего этого имели порядочное количество, как правило, самой лучшей и ближней земли и покосов.
Так церковный притч Благовещенской церкви в селе Знаменском на троих имел 90 гектар пахотной земли и 9 гектар покосу. Церковная земля начиналась сразу же за выгоном по обе стороны большой дороги, идущей на Ирбит, уже при колхозном строе эти поля долго еще назывались «поповщиной».
В Советское время жизнь церковников не стала такой привольной, но все же приносила еще некоторые доходы.
Вот выписка протокола общего собрания верующих от 28 марта 1926 года по оплате труда церковного причта Благовещенской церкви.
Священнику платить по 10 руб. В месяц и выделять 2/3 из братских доходов.
       А вот и перечень этих «братских доходов»:
Венчание - 3 руб., крещение - 50 коп., отпевание младенца - 50 коп., отпевание взрослого - 1 руб., отпевание с выносом - 3 руб., отпевание с выносом до кладбища - 8 руб., поминание - 20 коп., служение пасхального молебна простого - 20 коп., служение пасхального молебна с водосвятием - 50 коп., годовое поминание - 1 руб., за военную службу - 1 руб. 50 коп., за заказную обедню - 1 руб. 50 коп. и др.
С 1863 года (а возможно и ранее) в Знаменской Благовещенской церкви священником служил Петр Иванович Владимиров. Запомнился он тем, что всем новорожденным у своих прихожан давал самые неблагозвучные труднопроизносимые и совершенно чуждые русскому крестьянину имена. Например: Голендуха, Агавва, Сосипатра, Першетуя, Проскудия, Лизимах, Хрисогон, Варвар, Вакх, Феликиссим, Ор, Мар, Керкира, Марсалий, Родопион, Еразм, Ерм, Протоген, Гергоний, Фива.
Вместе с Владимировым начинал свою службу псаломщика житель села Знаменского Мухин Дормидонт Алексеевич, который отличился от своих собратьев, пожалуй, только тем, что прослужил в этой должности около 40 лет. Умер в 1904 г. Его сменил некто Кобелев Петр Егорович (1904-1907 гг.).
Следующим духовным пастырем знаменцев, который прослужил здесь более или менее продолжительное время (с 1891 по 1895 гг.) был Клярицкий Павел Петрович.
С 1896 года по 1910 год церковный причт возглавлял Вениамин Иванович Хламов.
В 1899 году на должность дьякона в село Знаменское из Ирбита был направлен Копьев Михаил Васильевич.
С мая 1910 года по февраль 1914 года должность священника занимает Кожевников Константин Владимирович. Это был грамотный и деятельный человек. Читал прихожанам проникновенные проповеди. Выступал против аграрной реформы Столыпина, призывая крестьян не уходить на «отрубы».
С марта 1914 г. по июль 1917 г. священником был Александр Троицкий. А с июля 1917 года по декабрь 1929 года, бывший на селе дьяконом, Копьев Михаил Васильевич.
Газеты середины и конца 20-х годов ХХ века пестрели заметками об отказе священников от сана.
28 сентября 1926 года сложил с себя сан священник Воскресенской церкви Константин Волоцкий.
17 декабря 1926 г.  сложил с себя духовное звание дьякон Ляпуновской церкви Н. Баженов.
18 мая 1927 г. сообщалось о сложении с себя духовного звания Невского Николая Алексеевича, бывшего дьякона Знаменской Благовещенской церкви, последнее время, занимавшего должность псаломщика Большекамышинской Никольской церкви.
В девятом номере Газеты «Голос крестьянина» за 1929 год сообщалось, что в селе Юрты Еланского района мулла Агутелинн Гоббасов, прослуживший муллой 38 лет, на 71 году своей жизни сложил с себя сан.
24 апреля 1929 г.в с. Осинцево отказался от сана священник А. Брюханев.
11 декабря 1929 года сообщалось, что в Краснополянском районе за последнее время закрыто 10 церквей. Они отданы под клубы, столовые и т.п.
В конце декабря 1929 года церкви и часовни в Знаменском с\с были закрыты навсегда. В начале 1930 года с церкви были сняты кресты и в ней разместилась изба-читальня. С 1941 по 1948 г. - склад заготзерно. Затем опять колхозный зерносклад. С 1955 года в ней помещается колхозный автогараж и машино-тракторная мастерская. С 1967 года здание церкви находилось в аварийном состоянии, стояло заброшенным.
В 1987 году храм полностью был разрушен, Очевидцы рассказывают: храм опоясали огромными металлическими тросами, которые привязали к двум Кировцам и они тянули их в разные стороны, но тросы прорезали здание, а церковь стояла, казалось, что техника никогда не сможет победить это рукотворное строение, но упорства знаменцам было не занимать…
На месте храма был построен многоквартирный дом.
В настоящее время, в селе Знаменском построена новая церковь, рядом с тем местом, где стояла старая.
(Материал подготовлен по рукописи краеведа Н.С. Чувашева «История села Знаменского Ирбитского района»)
Научный сотрудник МБУК «Историко-этнограический музей» Алексеева Е.Г.



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений