Часовня св. Пантелеймона Целителя в деревне Фоминой

Часовня св. Пантелеймона Целителя в деревне Фоминой
21 апреля 2023
Минули Ирбитский край годы революционного лихолетья, затянулись раны, нанесенные её жителям событиями Великой Отечественной войны, но до сих пор немым укором стоят в деревнях Ирбитского района полуразрушенные православные храмы, стучась в наши сердца и души,  безмолвно прося о помощи.
У конечной остановки фоминского автобуса, на ул. Советской, многие годы находится в запустении маленькая каменная часовня. Возведена она была жителями в конце XIX века на самом видном месте, в четырех верстах от уездного города Ирбита.
Раньше в уральских деревнях, если в них не было храма, обязательно строили часовню. Они были разного размера, но чаще небольшие, вместимостью на 30-80 человек. Часовня от храма отличается тем, что в ней нет престола и, соответственно, алтаря. Главная задача и суть часовни — помочь человеку в нужный момент вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Внутри часовни размещали небольшие иконостасы или отдельные особо почитаемые иконы. Двери часовен всегда были открыты для страждущих.  
Вот что пишет о роли часовен Никита Гайдуков, известный историк и археолог: «...почти в каждой деревне сохранились часовенки: шесть квадратных метров, четыре окошечка, две иконы. Дверь обычно не запиралась, можно было всегда прийти, поставить свечку. В праздник, на Пасху, священник после литургии объезжал часовенки в соседних деревнях и совершал молебны. По сути это были его маленькие приписные храмы. Не из каждой деревни и не каждый мог доехать до храма (хорошее крестьянское хозяйство нельзя бросить ни на сутки, ни на полусуток)".
Еще при императоре Петре I (до 1700 года) часовни разрешалось строить где угодно – на местах памятных событий, на перекрестках, у родников и пр. Затем политика поменялась. Уже в 1707, 1722, 1734 гг.: императорские указы требовали разобрать все часовни вне зависимости от того, старообрядческие они или нет. Только в 1853 году Синод выпустил указ о том, чтобы «настраивать прихожан к постройке церквей в тех местах, где они нужны, и допускать их постройку в самом простом виде, а также не препятствовать постройке часовен с той целью, чтобы в них православные причты в положенное время проводили славословия». В 1865 году Синод объявил Правительствующему сенату именной указ о том, что «епархиальным архиереям предоставляется право самостоятельно разрешать постройку часовен в селениях и в городах, кроме столиц, а также окончательно разрешать все дела о самовольных постройках или перестройках часовен».
Таким образом, Фоминская часовня могла быть построена только после указа 1865 года. Первые упоминания о часовне мы нашли в Адрес-календаре Екатеринбургской епархии за 1900 год. В Справочной книжке Екатеринбургской епархии за 1909 год уже указано название часовни – Пантелеймоновская. Её посвятили Святому Пантелеймону – христианскому святому, почитаемому в лике великомучеников, врачу и целителю. По данным вышеназванных изданий, часовня являлась приписной и находилась в ведении Ирбитского Богоявленского собора, а деревня Фомина  входила в состав Ирбитского Богоявленского прихода.  На 1909 год служителем при часовне значился дьякон Виктор Николаевич Поспелов.
      Каменные стены постройки  хорошо сохранились. Фоминская часовня  квадратная, с толстыми кирпичными стенами, прочно стоящая на  фундаменте. Она отличается своим объемом в виде четверика (квадратная в плане). При входе в храм находится небольшая узкая пристройка – каменный притвор с двустворчатой высокой дверью. Над входом в часовню расположено световое окно. Крыша притвора двускатная. С противоположной стороны часовни – трехгранная, слабо выраженная апсида, перекрытая полукуполом. На боковых стенах по три высоких арочных окна, отделенных друг от друга пилястрами, смотрящие на нас темными провалами. А индивидуальность и красоту часовне до сих пор придаёт аркатурный пояс. Ранее стены часовни были оштукатурены и покрыты белой известью. Симметрично четырехскатная кровля часовни когда-то завершалась  крестом.
В 1930-е годы Пантелеймоновская часовня была закрыта, лишена венчания. По данным из документов администрации района 1990-х годов, здание часовни после закрытия последней много лет использовалась как мукомольная мельница.
Где-то на страницах интернета нашла воспоминание уроженки Фоминой о часовенке: «Из моего далёкого детства помнится, что здесь была мельница. А вот там, с левой стороны – деревянная пристроечка. В ней отдыхал мельник, и можно было погреться зимой, пока папа молол зерно, а в самой мельнице было пыльно, когда мололи, но пахло вкусно…»
С недавнего времени в Фоминой появилась инициативная группа, ратующая за восстановление родной часовни. Верится, что их усилия не будут напрасны и обновленный храм вскоре вновь откроет свои двери. Пожелаем им успехов, а православной вере возрождения.
Пластинина Надежда,
старший научный сотрудник Историко-этнографического музея г. Ирбита



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений