Свято-Троицкая церковь
Свято-Троицкая кладбищенская церковь была заложена в 1835 г., на основе чертежей из альбома «образцовых» проектов церквей, составленных архитекторами И. И. Шарлеманем и А. А. Михайловым.
Первый  придел церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы освящен в 1838 г. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы был освящен в 1842 г., левый придел Во Имя Архангела Михаила освящен в 1846 г.
Некоторое время спустя после событий октября 1917 г., а именно в 1923 г., храм был передан священнослужителям обновленческой ориентации и сохранял этот статус до 1945 г., причем в 1932—1944 г. он являлся кафедральным собором Ирбитских обновленческих архиереев.
Обновленцы — собирательное название сторонников течения внутри Русской Православной Церкви, сложившегося после Октябрьского переворота. Они принадлежали к той части духовенства, которая враждебно отнеслась к нему, однако впоследствии поставила перед собой задачу церковного «обновления», т.е. приспособления своей деятельности к изменившейся политической обстановке. Выступая за лояльное отношение к новой власти, обновленцы, естественно, вступили в противоречие с Патриаршей Церковью. Необходимо отметить, что обновленчество не было однородным течением. Из образовавшейся в 1922 г. группы «Живая церковь» тогда же выделились «Церковное возрождение», «Союз общин древлеапостольской церкви» и ряд других, отличавшиеся друг от друга намеченными церковными преобразованиями.
В своей программе обновленцы предусматривали проведение ряда новшеств, не затрагивавших основ вероучения и обрядов, а касавшихся, главным образом, порядка церковного управления и вопросов быта духовенства.
В связи с изменением отношения к Советской власти Патриаршей церкви обновленческое духовенство стало возвращаться в ее лоно и окончательно ликвидировалось в 1946 г. со смертью наиболее видного его деятеля А. И. Введенского.

Что же касается настоятелей храма, то история сохранила нам следующие имена.

Аммосов Александр Иванович, протоиерей. Он родился 16 августа 1883 г. в Вятской губернии в семье священника, окончил несколько классов Вятской духовной семинарии, 6 декабря 1904 г. рукоположен в сан диакона, а 25 марта 1911 г. — в сан священника. Некоторое время служил в Вятской епархии, в 1923 г. примкнул к обновленческому расколу. В 1932 г. возведен в сан протоиерея. С 1933  г. — в Уральской обновленческой митрополии. Служил в приходах сел Савино, Нердвы, Обвинска, Всеволодо-Вильмы, Серебрянки. С 19 октября 1937 г. — настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора г. Ирбита, с 24 февраля 1943 г. — благочинный обновленческих церквей Ирбитского района. 3 апреля 1943 г. возведен в сан прото­пресвитера, 11 января 1945 г. принес покаяние Патриарху Сергию, оставлен на прежнем месте в сане протоиерея с правом ношения митры. С 1955 г. — за штатом. Скончался в 1959 г. и погребен возле Свято-Троицкой церкви.

Богачев Василий Федорович, протоиерей. Родился 23 июля 1888 г. в селе Макарино Псковской губернии в семье крестьянина. 24 июня 1922 г. рукоположен в сан диакона. С 1927 г. — в обновленческом расколе. 4 марта 1929 г. рукоположен в сан священника. Служил в Богословском и Нижнетуринском заводах. Возведен в сан протоиерея. С 26 октября 1935 г. — настоятель Иннокентиевской церкви города Красноуфимска. С 21 марта 1937 г. — священник Пантелеймоновской церкви г. Ирбита, с 1 ав­густа того же года — ее настоятель. 28 декабря 1944 г. принес покаяние Патри­арху Сергию. 31 марта 1945 г. перерукоположен в сан священника, возведен в сан протоиерея. С 1 апреля 1945 г. — настоятель Всехсвятской церкви Михайловского кладбища в городе Свердловске. С 16 июня 1958 г. — настоятель Свято-Тро­ицкой церкви города Ирбита, а с 20 июня 1960 г. — вновь настоятель Пантелеймоновской церкви. С 1962 г. — за штатом. Скончался в 1966 г. и был погребен возле Свято-Троицкой церкви.

Церковь находится на возвышенности в зелени городского кладбища и имеет форму плана в виде равноконечного креста. Храм наделен ясным и выразительным силуэтом: его основной кубический объем (четверик) увенчан декоративным полусферическим куполом без барабана, прямоугольные ветви креста (боковые приделы, алтарь и притвор) покрыты двускатной кровлей с треугольными фронтонами на фасадах, над притвором установлена четырехгранная двухъярусная колокольня со шпилем. Фасадный декор очень сдержан: окна, двери и ниши обрамлены тягами простого профиля, карнизы храмового четверика поддерживают модульоны, западный вход и верхний ярус колокольни украшают пилястры.
Организацию внутреннего пространства определяет характерная для позднего классицизма центрическая двухосная композиция плана церкви. Перекрытия во всех помещениях плоские, стены покрыты орнаментальной живописью, на потолке изображен небесный свод. Хорошо сохранились иконостасы второй половины XIX в. Центральный иконостас состоит из высоких арочных киотов и сеней на вычурных по форме колонках. Иконостасы приделов меньше насыщенны ажурными деталями и орнаментом.
Внутри храм прекрасно расписан. Церковь действующая.

Аникин, В. К. Дома и люди старого Ирбита / В. К. Аникин, В. И. Старков. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. – С. 106 — 108.
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 2. Свердловская область / Отв. ред. В. Е. Звагельская. – Екатеринбург: «Издательский дом «Сократ», 2008. – С. 296







ООО "Печатный вал" (новости)
Александр Камянчук (краеведение)