Сенсация удалась!

Сенсация удалась!
20 Ноября 2012
Да, город Ирбит богат на сенсации. Очередная горячая весть в один день облетела все информационные агентства и СМИ России. Забегая вперед, стоит отметить, что впоследствии новость о том, что в маленьком уральском городке найдена и выставлена для широкой публики картина кисти великого Рубенса, уже заинтересовала и  зарубежные СМИ.

15 ноября поистине останется в истории нашего города. В этот день Ирбит стал настоящим местом паломничества людей искусства - специалистов Государственного Эрмитажа, художников, искусствоведов, музейщиков, чиновников Министерства культуры Свердловской области - и журналистов. День им предстоял чрезвычайно насыщенный.
«Несение креста»
В первую очередь их встретил «Музей уральского искусства. Здесь все собравшиеся посмотрели замечательный фильм о том, как выдающийся уральский художник Миша Брусиловский прямо в стенах музея написал реплику на свою же картину «Несение креста». Реплика, то есть авторская копия, не стала 100-процентным повторением его картины. А новым осмыслением темы. Картина была написана в дар Ирбитскому ГМИИ.
Напомним, в этом году в будущем «Музее Гравюры и Рисунка» была открыта персональная выставка Миши Шаевича. Директор музея Валерий Карпов «присмотрел» в экспозиции картину «Несение креста» и обратился с просьбой купить ее. Но цена картины, к тому времени уже находившееся в частной коллекции, была совершенно неподъемной и перевалила цифру с шестью нулями. Именно тогда М. Брусиловский сделал предложение, от которого было просто невозможно отказаться. Он предложил приехать в Ирбит и, используя одно из помещений музея как мастерскую, написать авторское повторение своей картины.
Когда художник рассказывал о том, как ему работалось в Ирбите, он сказал немало слов благодарности директору музея и его сотрудникам за созданные идеальные условия для работы, в которых появилась новая картина. Он также предложил, в разговоре с главой города Ирбита Геннадием Агафоновым, взять опыт приглашения художников на вооружение. Уральские художники – люди трудолюбивые и без завышенных потребностей. Если им дать возможность творить, то музей, который и так стал известен благодаря своей коллекции, пополнится замечательными произведениями. А для этого необходимо хоть минимальное финансирование: «на кашу и краски», как сказал Миша Шаевич.
После просмотра фильма гости прошли в зал музея, который полностью посвящен работам М. Брусиловского, где торжественно с новой картины был снят занавес, и она заняла достойное место в экспозиции.
«Кающаяся Магдалина»
Перед тем, как приступить к осмотру экспозиции «Дары Эрмитажа», которая развернулась в здании ИГМИИ по адресу: ул. Елизарьевых, 28В, собравшихся ждали вопросы журналистов.
Валерий Карпов рассказал о истории появления картины «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» в Ирбите. Она приехала сюда вместе с другими картинами и большим количеством графики в 1975-1976 годах. Музей в ту пору был еще совсем молодой и своей коллекции не имел. Под напором молодого, 26-летнего директора, сотрудники Эрмитажа, а в первую очередь Б.Б. Пиотровский, приняли решение помочь маленькому уральскому музею в формировании коллекции. Среди прочих произведений числилась и «Кающаяся Магдалина», копия с одноименной картины Питера Пауэла Рубенса.
Почему картина в Эрмитаже не вызвала интереса у маститых специалистов. Этому есть ряд причин. Картина была национализирована в ходе событий 1917 года и попала в Антиквариат – учреждение, активно продающее шедевры за рубеж. Одно то, что картина попала в Эрмитаж, а не в частную коллекцию какого-нибудь западного дельца, уже можно считать счастливым случаем. Тогда разбираться было некогда. Картину записали как копию Рубенса, тоже возможно не случайно. Была она в плохом состоянии, ее происхождение было покрыто мраком. С ней была необходима большая научная работа. Которая, кстати, ждет специалистов и сейчас. Не исключено, что ее записали копией даже для того, чтобы спасти от дальнейшей перепродажи. В те времена музеи буквально грабились, и все более-менее ценные вещи продавались. Молодому советскому государству очень были нужны деньги.
Как отметил, заместитель директора Государственного Эрмитажа В.Ю. Матвеев, картина сейчас находится в хороших руках и с ней только предстоит настоящая научная работа.
И вот самый решающий момент. С картины, до этого заботливо укрытой, слетает легкое бумажное полотно. К ней подходит заведующий мастерской реставрации масляной живописи Эрмитажа В.А. Коробов. Зал замирает в ожидании. Внимательно ее осматривает и, повернувшись к присутствующим, заявляет: «Это не копия. Поздравляю вас. Картина, несомненно, принадлежит мастерской Питера Пауэла Рубенса».
В очередной раз Ирбитский государственный музей изобразительных искусств подарил миру сенсацию, которая привлечет в Ирбит не только специалистов-музейщиков, но и позволит говорить о нашем городе, как о центре мировой культуры. Хорошо бы еще сам город начал как-то развиваться в этом направлении. «Нужно вам город к уровню музея подтягивать», - сказал на пресс-конференции В.Ю. Матвеев главе города Г.А. Агафонову. И ничего не возразишь, со стороны, как известно виднее.

Светлана Уралова