С большой долей вероятности

С большой долей вероятности
8 Ноября 2012
Казалось бы, какие мировые сенсации может производить маленький провинциальный город с таким родным названием Ирбит. Но так может думать только тот, кто об Ирбите ничего не знает, никогда в нем не был, никогда о нем не слышал. Но таких в мире, я думаю, осталось совсем немного. Потому как Ирбит немало прославился сам и прославил Свердловскую область и даже Россию своими находками, конкурсами, рекордами и открытиями. Одно из таких открытий легло в основу выставки, живейший интерес к которой проявили ведущие специалисты Государственного Эрмитажа. Но об этом позднее.
15 ноября во всех зданиях Ирбитского ГМИИ состоится презентация музейно-выставочной программы «День Эрмитажа в Ирбите», посвященной итогам многолетнего сотрудничества Государственного Эрмитажа с Ирбитским ГМИИ. Напомним тем, кто не часто интересуется этапами музейной деятельности в Ирбите, что в период своего рождения картинная галерея, которая впоследствии стала музеем, с помощью директора В.А. Карпова активно собирала фонды. Валерий Андреевич тогда обратился в ведущие музеи страны с просьбой помочь с формированием фондов. Многие откликнулись и пришли на помощь молодому музею, в том числе и Государственный Эрмитаж. В Ирбитский ГМИИ были переданы многие произведения живописи, гравюры и книги. Они и лягут в основу выставки, размещенной в двух музейных зданиях. Живопись и гравюра (всего 86 произвдений) разместятся в обновленных залах Музейно-выставочного информационно-образовательного центра (ул. Елизарьевых, 28 в). А книги – свыше 400 роскошных изданий – будут представлены в Научной Библиотеке и верхнем вестибюле «Музея Гравюры и Рисунка» (ул. К. Маркса, 47).
Нужно отметить, что после передачи в Ирбит ни один отечественный музей более никогда не получал произведения из Эрмитажа. Как пишет старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств А.В. Гамлицкий, «на решение Б.Б. Пиотровского и серьезный вдумчивый характер отбора сотрудниками Эрмитажа работ для молодого музея в значительной степени повлиял заразительный энтузиазм В.А. Карпова. Он сумел убедить своих старших коллег (а было В.А. Карпову в ту пору 26 лет), что новый музей – это серьезный проект, рассчитанный на длительную перспективу и имеющий конечной целью создание в Ирбите крупного ретроспективного собрания мирового уровня».  
Открытие выставки посетят министра культуры Свердловской области А.Ф. Бадаев, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа В.Ю. Матвеев и другие специалисты этого музея.
Здесь мы напрямую подходим к важному вопросу, что же заставило всех этих специалистов приехать в Ирбит за тысячи километров. Для такой делегации простого открытия выставки, пусть и о многолетнем сотрудничестве, мало. И вот она интрига. Главной звездой выставочной программы станет вновь открытое, ранее не экспонировавшееся, произведение великого фламандского художника Питера Пауэла Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», которое с большой долей вероятности является первым вариантом широко известного полотна на тот же сюжет из собрания Художественно-исторического музея в Вене (Австрия).
Как Мария Магдалина появилась в Ирбите? Полотно, которое находилось в не очень хорошем состоянии, было передано Ирбитскому музею вместе с другими произведениями. Все это время она находилась в хранилище музея. Как утверждает А.В. Гамлицкий, именно благодаря передаче в Ирбит открытие стало возможным. Дело в том, что в Эрмитаже полотно числилось копией Рубеса и ему не придавали большого значения. Это не удивительно. Картина пострадала от времени: авторский холст был дублирован в XVIII веке, местами живопись была грубо реставрирована. Да и слой пожелтевшего от времени лака окончательно исказил первоначальную живопись и колорит картины. И только после тщательной реставрации, выполненной реставратором высшей квалификации А.А. Наседкиной (Нижний Тагил) «ирбитская» Мария Магдалина открыла свою главную тайну.
Эта история как две капли воды похода на историю еще одного шедевра, попавшего в Ирбит. В настоящее время портрет инфанты Изабеллы, эрцгерцогини и правительницы Нидерландов занимает почетное место в собрании музея. Специалисты склоняются к мнению, что этот портрет, несомненно, был выполнен Антонисом Ван Дейком, который написал несколько портретов Изабеллы. И в этом случае только качественная реставрация смогла поставить вопрос над штампом «копия», под которым значилась картина.