Тонкий мир ксилографии

Тонкий мир ксилографии
9 Ноября 2009
Прошедшая неделя была крайне насыщена культурными мероприятиями.
В четверг, 5 ноября, в «Музее Уральского искусства» (ул. Володарского) торжественно закрыта программа "30 лет вместе". Как отметил директор ИГМИИ Валерий Карпов, спустя год после открытия двух выставок, посвященной этой программе, можно сказать, что уже 31 год вместе. В экспозиции были представлены произведения отечественной и зарубежной графики XV-XX веков из собрания музея, переданные в дар Русским музеем, ГМИ им. Пушкина и Эрмитажем. Часть произведений нуждалась в значительной реставрации. Долгие годы в научно-реставрационном центре имени академика И. Грабаря шедевры известных мастеров возвращались к жизни. Посетители музея имели возможность самостоятельно оценить тонкий и кропотливый труд реставраторов в ходе выставки "Спасенные сокровища". В церемонии закрытия программы приняла участие научный сотрудник Русского музея Санкт-Петербурга Анна Метелкина. Она привезла в дар музею редкую книгу середины XIX века с двумя великолепными ксилографиями. Заместитель главы города Олег Мельников пообещал решить одну из главных проблем музея на ул. Володарского - отремонтировать проезжую часть дороги. Также он намерен оказать помощь в развитии проекта «Ирбитское государственное музейное объединение».
В книге отзывов к двум выставкам восторженные отклики гостей города, как со всего Урала, так и с дальних уголков нашей Родины, ближнего и дальнего зарубежья. Экспозиция помогла школьникам лучше ознакомиться с историей, ведь гравюры отображали исторические события и людей от времен Петра I до Великой октябрьской революции.
Сейчас в Музее Уральского искусства началась подготовка к восстановлению постоянной экспозиции уральского искусства XX века. В. Карпов сообщил, что 11 ноября улетит в Израиль, чтобы получить в дар коллекцию работ художника В.Я. Ратнера для нашего музея. Художественный музей - это очень дорогое удовольствие, которое порой не по силам крупным городам, и Валерию Андреевичу удалось найти несколько спонсоров, которые уже начали помогать музею в его деятельности.
На следующий день, 6 ноября, в «Терракотовом» зале «Музея гравюры и рисунка» (ул. К. Маркса, 47) открылась выставка ксилографий немецкого художника Альбрехта Дюрера, одного из величайших мастеров западноевропейского искусства эпохи Возрождения. Дюрер был первым немецким художником, кто стал работать одновременно в обоих видах гравюры — на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, реформировав традиционную манеру и использовав приёмы работы, сложившиеся в гравюре на металле. На выставке представлены основные серии работ мастера: "Апокалипсис", "Большие страсти", "Малые страсти", "Жизнь Марии".
Все присутствующие отметили, как изменился музей за прошедшее время. Особенно преобразилась лестница, на которой появились удивительной красоты перила - чугунные с бронзовыми элементами.
Немного позже в зале Ирбитского ГМИИ на ул. Елизарьевых состоялось открытие второй выставки ксилографий, на этот раз замечательной российской художницы советского периода Марии Сергеевны Чураковой. Выставку посвятили 85-летию со дня рождения художницы. Как ксилограф, Мария Сергеевна участвовала в самых разнообразных выставках и конкурсах, ее произведения являются достоянием музеев России и зарубежья.
Сестра Марии Чураковой Екатерина передала в дар нашему музею 194 листа и 6 досок, зная, что они здесь будут сохранены и достойно представлены. Оттиски одного из самых популярных произведений художницы «Шествие с медведем по Руси» не были найдены, но в дар была получена доска, которую только в этом году удалось отпечатать. Зрителю знакомство с досками даст возможность увидеть титанический труд, проделанный художницей при создании печатных форм, с которых получают оттиск.
По словам Ксении Безменовой, старшего научного сотрудника ГМИ им. Пушкина, "Мария Чуракова – была одним из ведущих мастеров книжного оформления. Заставки, концовки, буквицы, выполненные ею отличаются мастерством и изящностью исполнения. В создании сложных многоплановых произведений столь несвойственных для ксилографий выражено глубоко трагичное мировосприятие художницы. В цикле «Нищета человеческая» 1975-1980-х годов М. Чуракова выразила трагедию человеческого сосуществования, трагедию одиночества. Виртуозно владея ксилографией, художница передала средствами гравюры сложные человеческие переживания".    

Дарья Лето