Чудо обретения.

Чудо обретения.
25 Июля 2006
Далеко не каждый ирбитчанин сознает, какие сокровища хранит наш, далекий от столицы,  Ирбитский государственный музей изобразительных искусств. Что именно здесь, на нашей родной земле нашли свой теплый приют многие выдающиеся произведения как русских, так и зарубежных мастеров. Во многом свою уникальность и величие музей доказал недавно открывшейся выставкой эпохи Рембрандта, посвященной 400-летию со дня рождения мастера. О ней уже было сказано в предыдущих номерах, но невозможно рассказать всего на тему, которая уже на протяжении нескольких веков занимает умы ценителей изобразительного искусства. Как известно, в экспозиции представлено четыре подлинных офорта Рембрандта. Работы относятся к разным периодам творчества художника. Офорт «Снятие с креста», 1633 год, относится к раннему периоду творчества, где мастер еще только ищет свою манеру и тяготеет к эффектным, динамичным композициям, экзотическим одеяниям персонажей, но, тем не менее, уже поражает своим мастерством. «Первая голова восточного типа» 1635 года так же относится к ранним работам. На примере данного портрета можно видеть, что внутренний мир человека всегда остается для Рембрандта на первом плане - при кажущейся небрежности исполнения офорт поражает остротой психологической характеристики. Портрет «Яна Эйтенбогарта, генерального сборщика налогов» 1639 года относится к группе «официально-парадных» портретов, которые художник делал в 1630-е годы для друзей и по частным заказам. «Христос в Эммаусе» 1654 года, один из поздних офортов Рембрандта. Свет здесь «приобретает совершенно другое звучание и имеет характер мгновенной вспышки, источником которой является лицо Христа. Здесь художник, следуя социанской докторине о глубоко индивидуальном, личном характере постижения божественной истины выразил свое собственное восприятие религии.»
Наряду с подлинными офортами в экспозиции представлены факсимильные репродукции офортов из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина (г. Москва). Однако далеко не каждый посетитель выставки знаком со значением вышеуказанных понятий - для ясного представления должно быть понятно само искусство изготовления офорта. За разъяснением обратимся к директору Ирбитского музея изобразительных искусств В. А. Карпову.
- Валерий Андреевич, что представляет собой офорт?
- Само понятие «офорт» произошло от французского «eau forte» - крепкая вода. Техника возникла в начале 16 века в Германии. Металлическая доска, обычно, медная, покрывается кислоустойчивым лаком, иглой на нее наносится рисунок. Затем доска погружается в кислоту, которая травит металл на открытых участках. Возможно неоднократное травление для углубления линий или при внесении на доску изменений. Дальше доска вынимается, тщательно промывается водой, снимается пленка лака, и просушивается. После того как доска просушится - тампоном или ладонью руки она набивается краской и тщательно втирается в каждую травленую линию. На последнем этапе доска помещается на таллер офортного станка, покрывается мокрым листом бумаги и сверху сукном и прокатывается. Так получается оттиск, законченное произведение искусства.
- А не проще ли наносить изображение прямо на бумагу, ведь подготовка доски очень трудоемкая процедура?
- Гравюра рассчитана на тиражность, благодаря тиражности и более низкой стоимости по сравнению с живописью, доступ к гравюрам был открыт всем слоям населения. Из произведений полиграфического искусства люди могли узнать последние политические новости, представить пейзажи далеких стран и многое другое. Свидетельством популярности и самостоятельной ценности гравюры служит появление многочисленных подписных листов.  Сама же доска - лишь промежуточная стадия, и после смерти автора теряет свою художественную значимость, представляя только мемориальную ценность. К тому же, чем больше с доски было сделано оттисков, тем хуже становится ее качество: происходит утрата самых мелких и тонких  линий, доска «лысеет».
- Это процедура изготовления самих оригиналов. А чем же факсимильная репродукция отличается от копии?
- Факсимильная репродукция максимально точно воспроизводит размер и цветовые соотношения оригинала. Она, в отличие от копии, не несет в себе творческого потенциала художника-копииста, избавлена от чужеродных эмоций и отличающегося от оригинала восприятия описываемой ситуации и времени автора.
- Как вам пришла идея создания выставки эпохи Рембрандта?
- У нас всего четыре офорта Рембрандта. Для организации целой выставки этого маловато, значит нужно показать художника в контексте его времени. В этом отношении материала у нашего музея достаточно.
- В ближайшее время вы планируете организацию других юбилейных выставок?
- 21 февраля 2007 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося уральского художника, урожденной ирбитчанки Екатерины Владимировны Гилевой. Тридцать с лишним лет она проработала иллюстратором  в Среднеуральском книжном издательстве. Основу ее творчества составили иллюстрации к произведениям  детских писателей (Агнии Барто, Самуила Маршака и других). А после ухода на пенсию стала замечательным пейзажистом и воспела природу Урала. Незадолго до своей смерти художница передала нам свой творческий архив. Сейчас мы уже готовим  выставку ее работ и ведем переговоры с другими музеями о выдаче ее произведений для включения их в экспозицию. Помимо работ Е. Гилевой наш музей богат произведениями таких иллюстраторов как Н. Казанцева, Л. Полстовалова. В России осталось так мало по настоящему добрых, красивых детских книг, а ведь во многом наши дети и внуки воспитываются именно на них. Есть идея переиздания детских книг с иллюстрациями наших авторов. По этому вопросу ищем поддержки и приглашаем к сотрудничеству наших местных предпринимателей - людей, действительно желающих заняться достойным делом. Книжный рынок нуждается в такой продукции. Очень показателен в этом отношении пример Екатерины Гилевой - нарисованные ее руками книги расходились многотысячными тиражами.

Беседовала Анастасия Скачкова



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений