Путешествующие в пространстве и времени

Путешествующие в пространстве и времени
11 Июля 2006
14 июля в музее графики состоялось открытие выставки, посвященной 400-летию со дня рождения голландского живописца, рисовальщика, офортиста Рембрандта Харменса ван Рейна.
В этом году Ирбиту исполняется 375 лет. Мог ли думать Рембрандт, что когда-то его произведения окажутся где-то очень далеко от родного ему Амстердама, и что через 400 лет за уральским хребтом, в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств будет организована выставка в честь его юбилея. Организация такого рода выставки руководителем музея В.А. Карповым задумана давно. Но никто не мог даже предположить, что собранная коллекция окажется такой яркой и всеобъемлющей: помимо четырех подлинных офортов Рембрандта в выставку включено блестящее окружение времени Рембрандта, то есть работы его предшественников, современников, последователей.
Опишем в кратких чертах биографию мастера. Художник родился в семье зажиточного мельника, после недолгого обучения в Лейденском университете посвятил себя искусству. Испытав сильное влияние караваджизма, он уже в ранних, не больших по формату вещах, уделяет внимание эмоционально-психологическим возможностям светотени. Переехав в 1632 году в Амстердам, Рембрандт вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Ейленбург, посвятив молодой жене ряд лучших образов. Атмосфера психологического откровения царит в портретах, где фокусом интереса все чаще предстает лицо, либо лицо и руки, проступающие из мягкой светотени. В1642 умирает Саския, во второй половине 1640-х годов его верной подругой жизни становится Хендрикье Стоффельс, вошедшая в его дом служанкой. Ее образ с той поры неоднократно возникает в искусстве Рембрандта. Художник, подобно Тициану принадлежал тем мастерам, для которых старость отнюдь не означала спада творческой активности. В1656 году его объявляют несостоявшимся должником, его имущество продают с молотка. Он перебирается в более скромное жилище в еврейском квартале Амстердама. Умирают Хендрикье и любимый сын Титус, подводит здоровье, однако Рембрандт продолжает работать напряженно и необычайно плодотворно.
Мастер оставил огромное графическое наследие — своего рода многолетний дневник, полный острых бытовых наблюдений, художественных замыслов, мистико-философских интуиций. Он много работал карандашом, чаще, однако, обращаясь к рисунку гусиным пером в сочетании с кистью. Первые его опыты в области офорта относятся еще к лейденскому периоду. Со временем он стал великим реформатором искусства гравюры (офорт, часто в сочетании с сухой иглой): виртуозно применяя повторные травления, создавая серийные оттиски, разнообразные по силе тона и штриха, добиваясь удивительной образности и глубины содержания, он впервые (если не считать А. Дюрера) поставил печатную графику на один уровень с шедеврами живописи.
Антиклассический, остро индивидуальный пафос искусства Рембрандта нашел особенно горячий отклик у представителей романтизма, которые порой считали его главным своим предтечей.
Благодаря удачному стечению обстоятельств к собранию музея пришел целый ряд вещей эпохи Рембрандта, то есть XVII века. В том числе «Искушение Святого Антония» Жака Калло —лист, входящий в бриллиантовую сокровищницу мировой графики, стоящий на одном уровне с шедеврами Леонардо и Рафаэля. И поступление целого ряда работ мастеров, предшествовавших Рембрандту, у которых художник осваивал мастерство, семантику будущих своих произведений, постигал стилистику, технологические особенности. Так же художник был прекрасным коллекционером. Его коллекция была огромной (ее достаточно подробный перечень существует в документе, фиксирующем имущество Рембрандта, когда он был объявлен несостоятельным должником) и содержала в себе число и самых выдающихся художников Европы: Рафаэля, Тициана, Рубенса. Так же он владел гигантской коллекцией (до 2000 листов) графики, содержащей работы ведущих европейских мастеров.
Так же в экспозицию были включены работы, представляющие культуру европейского барокко, и , прежде всего те художества, которые так или иначе интересовали самого Рембрандта. На выставке представлен альбом выдающегося немецкого художника Виллиама Унгера, который всю свою жизнь занимался репродуцированием в технике офорта.
Как же появились четыре офорта Рембрандта в ирбитском музее искусств?
Первый офорт появился в музее графики в 1977 году. Офорт изображал сборщика налогов, и достался он музею от коллекционера В. В. Ямицкого. Достался чисто случайно, после того как от его покупки отказался музей им. Пушкина.
Второй лист «Христос в Эммаусе» - самый знаменитый из листов Рембрандта вообще достался музею от А.М Ханта.
Офорт «Снятие с креста» тоже оказался той вещью от которой отказались в Эрмитаже. Предложен он нашему музею В. И. Новоселовым в числе 103 листов 17-18 века.
И последний офорт получен музеем от Ю.С. Варшавского, крупнейшего профессора-химика, отец которого был крупным коллекционером.
Видимо, здесь живут истинные ценители искусства, так как на много километров от Ирбита ничего подобного происходить не может — нужен определенный круг людей, которые смогут устроить этот праздник искусства.

Анастасия Скачкова