Мастерская как памятник

Мастерская как памятник
9 Июля 2006
Художник Алексей Афанасьевич Казанцев родился в 1928 году в д. Болдырево Абатского района Тюменской области. Никто из его родни не думал, что он выберет путь художника – его удел был пахать землю. Вот как написала о нем искусствовед Наталья Горбачева: «Возможность стать самим собой дарует человеку лишь творчество. Алексей Афанасьевич такой возможности не упустил. Родившись крестьянствовать – стал художником, окончив живописное отделение – уверовал в графику».
В 1954 году он заканчивает отделение живописи Харьковского государственного художественного института. Со студенческих лет сдружился Казанцев с Воловичем, Брусиловским… Вместе они олицетворяли новое молодое поколение уральских художников.
Но не все было так гладко. В 1960 году, после написания картины «Лыжники», которая был раскритикована партийными функционерами, Алексей Афанасьевич забросил живопись и занялся графикой. Забросил в буквальном смысле, поскольку «Лыжники» были свернуты и убраны в дальний угол его мастерской в центре Екатеринбурга. Возможно, мир потерял живописца, но он приобрел замечательного графика. «Лыжники» пролежали забытыми до 2001 года, пока по настоянию друзей и родных художник вытащил на свет забытый холст и задумал сделать выставку одной картины. За десятки лет на полотне, несмотря на условия хранения, не поблекли и не осыпались краски. Но осуществить задуманное художник не успел. Выставку одной картины после его смерти сделала его жена, замечательный художник-график Нина Павловна Казанцева.
Алексей Афанасьевич в совершенстве владел печатными техниками. Надо сказать, что с одной доски он мог получить бесконечное количество оттисков, каждый из которых был уникальным и неповторимым. Хранители Ирбитского ГМИИ отмечают, Казанцев блестяще владел технологией живописи и графики, поэтому с их хранением его работ нет никаких проблем. В то время как некоторые работы других художников, не соблюдавших технологических законов, особенно в живописи, уже требуют реставрации.
С 1963 года Казанцев – член Союза художников СССР. Алексей Афанасьевич всегда выступал опытным наставником молодых художников. Некоторое время он даже преподавал в Свердловском художественном училище. Друзья Виталий Волович, Миша Брусиловский, Герман Метелев и другие называли его "отцом" за надежность, верность в дружбе, основательность в жизни, отеческое отношение к друзьям. Во время творческих поездок по стране Казанцев брал на себя все заботы по бытовому устройству, питанию и отдыху друзей. При этом он успевал писать великолепные этюды.
Мастерская - это душа художника. Именно здесь он воплощает в своих работах фантазии, наблюдения, замыслы. Здесь хранятся воспоминания художника. Зная о диагнозе своей болезни и желая, чтобы его мастерская продолжала жить и служить молодым художникам, незадолго до смерти Алексей Афанасьевич в кругу семьи распорядился, а попросту, завещал передать оборудование мастерской, инструменты, офортные доски и весь антураж в дар Ирбитскому государственному музею изобразительных искусств. И он взял с директора музея В.А. Карпова слово, что в реставрируемом особняке "Доме купцов Казанцевых" будет выделено помещение, где будет размещена его мастерская.
С присущей ему аккуратностью Карпов воссоздал в стенах "Музея уральского искусства" мастерскую Алексея Афанасьевича Казанцева, с которым был дружен в течение многих лет жизни. На полках, подобных тем, что были в мастерской художника в Екатеринбурге, расставлены, служившие ему творческим материалом, древесные корни, керамика, уральские камни и различные находки, которые собирал Алексей Афанасьевич в своих многочисленных поездках. Кстати, древесные корни удивительных форм нашли отражение в графической серии «Таватуйские корни».
Здесь же находятся действующий офортный станок и золотарный пресс художника, на которых он печатал свои гравюры, старинный шкаф, мебельная стенка из квартиры. Все вещи передала в музей вдова Алексея Афанасьевича – Нина Павловна. Переданы в музей и офортные доски художника. Здесь и "Лыжники" получили свою постоянную прописку.
Сохранив мастерскую, "Музей уральского искусства" сохранил и душу мастера. А душа не может жить в стерильных условиях. Поэтому одна из основных мыслей В.А. Карпова – сделать мастерскую рабочей, чтобы приезжающие в Ирбит художники могли не только накапливать впечатления, но и при желании здесь же их реализовать.
Работы Алексея Афанасьевича Казанцева хранятся в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, музеях Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Ижевска, Иркутска, Магнитогорска и других городов России, а также в государственных и частных коллекциях Австрии, Италии, Германии, США. Но самая большая коллекция работ художника и его мастерская, а значит, его душа осталась жить на Урале – в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств.

Светлана Уралова