«…После его игры врачи приводили в чувства зрителей…»

«…После его игры врачи приводили в чувства зрителей…»
28 апреля 2003
23 апреля исполнилось бы 110 лет Анатолию Евгеньевичу Иконникову – старейшему ирбитскому режиссеру и актеру.
Именно с него началась советская эпоха Ирбитского драматического театра. В XIX веке и в начале XX столетия театр в Ирбите был атрепринерский. Антреприза находилась в Ирбите в течение февраля. Впоследствии, когда не стало ярмарки, она прекратила свое существование. В 1920 году власти предложили известному и уважаемому в городе человеку А.Е. Иконникову организовать труппу. Это казалось непросто. Здание театра было отдано под лазарет для раненых красноармейцев и разного рода хранилищ со времен гражданской войны. Но, благодаря усилиям небольшого коллектива, созданного Анатолием Евгеньевичем, 20 октября 1920 года был открыт первый советский театральный сезон. Он дебютировал премьерой спектакля А.Н. Островского «Без вины виноватые». По воспоминаниям старожилов, каждый год в Ирбите ставились произведения этого замечательного драматурга.
Анатолий Евгеньевич играл почти в каждом спектакле Островского - «Бесприданница», «Бешеные деньги» и другие. Но его репертуар, конечно, не ограничивался произведениями одного автора. Одной из коронных ролей талантливого актера считается роль кардинала Монтенелли в спектакле «Овод». В 1957 году, отмечая 40-летие творческой деятельности, Иконников играл отрывки именно из этого спектакля.
Если окунуться в газетные вырезки того времени, то можно прочитать самые разные отклики современников о том, как он потрясал своей игрой. А.П. Александров, который очень близко знал Иконникова, вспоминал: «…Я был свидетелем, когда после его темпераментной игры в зале появлялись врачи. Они приводили в чувства зрителей, которые впадали в шок от очарования великолепной игры актера…»
Нынешний директор Ирбитского Драматического театра им. А.Н. Островского А.Г. Матушкин начинал свою творческую карьеру в театральной студии. Ему посчастливилось работать с А.Е. Иконниковым в 50-х годах:
-Анатолий Евгеньевич относился к плеяде патриархов. Таких, как Голубев, Валентинова, Черкасская, Стелли… Это было старшее поколение, которое для нас, молодых ребят, принятых в студию, было чем-то высоким и недосягаемым. Иконников – это был «фактурный» актер, которых сейчас на театре становится все меньше и меньше. Его отличительной особенностью была великолепная дикция.
И вдруг за кулисами мы услышали, что он заикается – практически ни одного слова не выговаривал! Это для нас был нонсенс! Да, он на репетициях разговаривал по слогам. После трудоемкой домашней работы он выходил на сцену, и никто из зрителей даже не подозревал о его недостатке, лишь любовались тем, что он делал на сцене. Это был великолепный мастер. А в жизни - мягкий, интеллигентный человек, который любил оставаться в тени, редко выступал на собраниях.
Мой первый выход на профессиональную сцену отмечен спектаклем «Оптимистическая трагедия». Нас, как студийцев, заняли в массовке. Естественно, в пьесе был занят и Иконников, он играл роль первого офицера. По сценарию, моряк заикался и это качество актера использовали. Когда шла сцена изнасилования комиссара (играли Смирнова и Гончарова), я расстилал одним взмахом руки белую простынь и юношеским тенорком произносил: «Чего ты смотришь, ложись». Но от этого весь постановочный коллектив смеялся.
Сейчас, с высоты прожитых лет, я понимаю, что это были люди, преданные своему искусству, мастера своего дела. Они не понаслышке знали Станиславского, Немировича-Данченко.

Ирбит – маленький периферийный город, но и у нас были свои замечательные люди, к которым, несомненно, относится А.И. Иконников. Анатолий Евгеньевич – это Миерхольд, Таиров, Станиславский для Ирбита.

Подготовила Надежда Долматова
Архивные материалы предоставила Светлана Вялкова



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений