Любовь первая и последняя…

Любовь первая и последняя…
24 апреля 2003
Когда состоялось Ваше первое знакомство с театром? Наверное, в детстве. Вспомните, как Вы робко и восторженно входили в высокие  двери, рассматривая внутреннее убранство прекрасного здания, раздевались, проходили в зрительный зал, утопали в бархате кресел и зачарованно смотрели, как медленно гаснут лампы в люстрах. А в это время на сцене начиналось представление, возможно, это была сказка…
Элеонора Петровна Землянская влюбилась в театр на всю жизнь, в возрасте двенадцати лет. В марте Элеонора Петровна отметила 35-летний юбилей театральной карьеры. Она не единственный юбиляр Ирбитского драматического театра им. А.Н. Островского. Актеру, режиссеру и драматургу Геннадию Елизаровичу Горланову исполнилось 70 лет. Сегодня Элеонора Петровна рассказывает о себе и о своем муже – Геннадии Елизаровиче.
- Элеонора Петровна, как начинался Ваш путь в театр?
- Я с детства мечтала стать актрисой. В пятом классе сама ставила спектакль «Золушка», режиссировала и играла роль принца. До этого я не видела ни одного спектакля. Даже не знаю, откуда пошло мое увлечение. Может, у каждого ребенка есть какая-то тяга к этому. В шестом классе удалось посмотреть оперу «Чио-чио сан» в оперном театре Алма-Аты. Я была потрясена: какие артисты, какие у них костюмы, декорации, огромный зал, театр красивый! Я влюбилась в театр на всю жизнь. После, даже поступая в институт на педагога, я все равно мечтала стать актрисой. Ходила в драмкружки, в народный театр. Пять лет работала педагогом, а когда меня пригласили работать в Усть-Каменогорский драматический театр, уже полностью отдалась своему увлечению. В 1972 году мы встретились с Геннадием Елизаровичем Горлановым  и с тех пор мы неразлучны. С первого взгляда и на всю жизнь…
- Самые памятные эпизоды вашей жизни?
-  За 35 лет такие роли были сыграны! Столько ролей, столько городов повидали, столько режиссеров! Мы с Геннадием Елизаровичем объехали весь бывший Советский Союз от Салехарда до Кушки на юге, до Комсомольска-на-Амуре на востоке. Работали в Фергане с режиссером с Гаврилом Даниловичем Абдулловым – народным артистом, прекраснейшим режиссером, отцом киноактера Александра Абдуллова. Саша Абдулов в то время учился в десятом классе. Ездил с нами на выездные спектакли – худенький такой, серьезный парнишечка. А сейчас посмотрим на него по телевизору –  как годы-то летят!
Три лета гастролировали с Василием Семеновичем Лановым - ставили пьесу «Тринадцатый председатель».  Играли по четыре спектакля в день в Семипалатинске, Кокчетаве, Петропавловске, Чимкенте…
Однажды мы выступали с Лановым во всесоюзном курорте Боровое. Во дворце культуры полный зал зрителей - с приставными стульями было около тысячи мест. И в конце спектакля несут огромный букет цветов на сцену. Наверное, он предназначался Василию Лановому или приехавшему в гости народному артисту Алексею Кузнецову. И вдруг этот букет преподносят мне! Я его удержать не могу, цветы сыплются на пол. Василий Семенович только руками развел и вымолвил: «Ого!». А зал долго аплодировал. Это был незабываемый момент. Лановой отмечал, что на периферии есть прекрасные актеры, но повезло больше тем, кто работает в столице.
- Ваша любимая роль?
- Трудно сказать, потому что любимых ролей очень много. Это то же самое, что назвать любимого ребенка в семье. Ведь любишь каждого своего ребенка. Даже, кажется, небольшая роль, не хочется ее играть, как здесь бабу Ягу в новогодних представлениях. Но я постепенно влюбилась в нее, потому что детишки рады. Бывает небольшая роль, но если зритель воспринимает тебя, даже маленькая роль становится любимой. Маленьких ролей у меня не очень много, особенно, когда я была молодая. Основной классический репертуар мной сыгран: «Коварство и любовь» - Луиза , «Чайка» - Нина Заречная, «Собака на сене» - Диана, «Овод» - Джема, «Принцесса Турандот» - Адельма… С 1971 года стали играть в паре с Геннадием Елизаровичем Горлановым. Любовь и взаимопонимание у нас началось с первой совместной работы над пьесой Островского «Бешеные деньги», я играла Лидию, он Василькова. В «Разломе» - Татьяна, он Фунштубель, «Тристан и Изольда»  - королева, он горбун. В 1977 году мы оба стали лауреатами венгерской драматургии на фестивале, который проходил в городе Душанбе. Геннадий Елизарович – за лучшую мужскую роль,  а я - за лучшую женскую роль в спектакле «Телевизионные помехи» Саккони. В  Ирбите мы начали работать с 1987 года – уже 15 лет.
- Счастье для актера, это когда его признают, когда он нужен людям. А женское счастье в том, чтобы милый был рядом.
- Да. Осенью исполняется 30 лет нашей совместной жизни с Геннадием Елизаровичем. Это две половинки – он и я. Мы и на сцене вместе прекрасно понимаем друг – друга как партнеры и в жизни вместе. Каждый отпуск мы проводили всегда в путешествиях. Кстати, здесь мы тоже много плавали по Нице на резиновой лодке.  День плывем, на ночь останавливаемся, а потом находим хорошее местечко и живем две-три недельки. В августе  - в лес за грибами.
- Как Вы оцениваете как актриса творчество Геннадия Елизаровича?
- Это прекрасный актер. Такого плана, как Лукьянов в кинофильме «Кубанские казаки». Он очень чуткий партнер, который работает на актера. Он работал с прекрасным режиссером Лазером Меерсоном и получил прекрасную школу. Потом он переключился на драматургию. С 1994 года Геннадий Елизарович - официальный член Российского авторского общества. В Ирбите прошла его сказка «Здравствуй, солнышко». В Пскове, в Саратовской области ставятся его спектакли. Как режиссер, он ставил и взрослые, и детские спектакли. Сейчас он работает над пьесой новой сказки.
- Традиционный вопрос о ваших творческих планах?
-    У Геннадия Елизаровича творческие планы – это закончить пьесу. А о моих планах сложно говорить. В театре неукомплектована труппа и очень сложно выбирать репертуар. И тем более сложно сказать, буду ли я там занята. Особой мечты сыграть большую интересную роль, уже нет. Я счастливый человек – хотела стать актрисой и стала ей.

Беседовала Надежда Долматова



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений