Интервью с Вольгуст

Интервью с Вольгуст
24 Июня 2013
Есть такая характерная черта у журналистов, работающих в провинциальных изданиях: одним из первых в разговорах с гостями из больших городов, и уж тем более из столиц, задавать вопрос об их впечатлениях от визита в небольшой, а порой даже очень маленький городок. Мы не стали нарушать «традицию», так что начало нашего разговора с Еленой Вольгуст было не самым оригинальным. Но это было только начало…

- Елена Владимировна, пара слов для читателей нашей газеты о вашем впечатлении от театрального фестиваля, который проходит в таком маленьком городе, как Ирбит?
- Город на самом деле очень маленький. Нас познакомили с его историей, и сейчас мы знаем, как она богата на события, которые здесь происходили и были весьма заметны даже в масштабах страны. Ведь была же здесь ярмарка.
Однако сейчас Ирбит производит впечатление сугубо крохотного городка. И, глядя на него, очень грустно, что местные власти не реставрируют эти маленькие двухэтажные дома, оставшиеся нам с той поры.
Поразило другое. После знакомства с городом, после того, как мы объехали и оценили его размеры, представить, что каждый вечер зал театра будет заполнен практически до отказа!?.. Но это было! И было крайне удивительно. И отрадно.
Хотя это, конечно, можно предположить, например, исходя из того, что театру более 160 лет. А значит, он имеет свою историю, и приучил горожан к тому, что сюда нужно приходить. Тем более, когда происходят некие театральные события. А фестиваль – это, безусловно, событие.
- Что, на ваш взгляд  театральный фестиваль, может дать такому маленькому городу?
- Любой театральный фестиваль, будет он длиться три дня или все десять, прежде всего, может дать городу и каждому человеку, который приходит в зрительный зал, новые ощущения.
Ведь что происходит чаще всего в российских городках, навсегда отдаленных от жизни в мегаполисах? Человек сидит дома у телевизора и ничего больше не видит. Он видит только свою обыденную жизнь: работу, семью и телевизор. И ничего более. На этом его мир кончается. Но есть еще и другой мир. За пределами этого визуального ряда. Взять хотя бы книжки, которые надо надеяться, кто-то еще читает, как в вашем городе, так и, к слову сказать, в нашем.
Поэтому, когда привозятся совсем другие спектакли, нежели те, к которым привык зритель в вашем театре, для человека это событие. Он подпитывается новыми впечатлениями. И если они художественные, то это замечательно.
- Вы задели тему важности чтения книг. На днях в разговоре с представителями местных учреждений культуры Павел Креков, министр культуры Свердловской области, отметил, что сегодня растет поколение, ограниченное в способностях к образному мышлению. В том числе, из-за недостатка общения детей с книгами. На ваш взгляд, будет ли иметь какие-то последствия для театра, если ситуацию не изменить, а это поколение таким и вырастет?
- Знаете, мы можем, вообще, столкнуться с тем, что наши дети разучатся разнообразно разговаривать. Ребенок сегодня замыкается у экрана монитора. Это давно известно, и Америку я тут не открою. И получается, что его фантазия замыкается ровно в тех картинках, которые предлагает ему установленная компьютерная  игра. Конечно, есть сложные игры, нацеленные на развитие ребенка. Но суть-то от этого не меняется.
Компьютер никогда не заменит ребенку книгу и те впечатления, которые он получит, представляя все прочитанное в собственном воображении, а не довольствуясь заданной раз и навсегда компьютерной «живописью»  Только чтение разнообразной литературы, и художественные впечатления, как от поездок и знакомства с разными городами, так  и от походов в театр или просмотра хорошего кино. Вот это те составляющие, которые необходимы ребенку для того, чтобы маленький россиянин вырос человеком культурным и с духовными ориентирами.
- Я правильно поняла, что вы считаете театр как раз тем инструментом, который поможет современному обществу справиться с обозначенной проблемой?
- Да. Хороший детский театр. Сейчас, он, к сожалению, раритет. Потому что те спектакли, которые ставятся в маленьких и очень маленьких провинциальных городах – в основном, это «чес», по еще боле маленьким территориям.
Конечно, есть и положительные примеры. Например, Москва, Питер, Самара, Омск Саратов и др. В стране очень много городов с сильными детскими театрами. И много городов, где происходят эксперименты, когда ребенка приводят в театр первый раз не в семь лет, а в три года. И есть уже специальные театральные программы, посвященные детсадовскому возрасту. Более того, скажу вам, что это мировая традиция. И в России она тоже постепенно внедряется.  Впрочем, лично я считаю, что раньше шести лет ребенку в драматическом театре делать нечего.
- Вернемся, все же в Ирбит. Одной из первых в программе фестиваля вам была представлена постановка Ирбитского драматического театра. Поделитесь вашими впечатлениями, впечатлениями человека из большого театрального города, о театре провинциальном.
- Скажу сразу: отрадно, что в вашем театре много молодых актеров. И этим молодым актерам все еще нравится работать в театре. Глядя на них, понимаешь, что никто из них не уйдет из профессии и не променяет ее на работу за большие деньги.
При этом, особенно радостно  увидеть воплощение пословицы «Где родился – там и пригодился». По крайней мере, мне показалось, что они отсюда не стремятся куда-либо убежать.
У артистов с главным режиссером есть контакт и человеческий, и художественный. И это очень важно, потому что если в маленьком городе в старом театре молодой артист не хозяин, а временщик, то это нарушает протяженность традиций, и театр умирает.
А здесь все наоборот. Во всяком случае, в том спектакле, который мы видели, на сцене молодой творческий коллектив. А ведь пьеса вовсе не простая.
- Они справились?
- Справились. Хотя вопросов, естественно, много, как, собственно, к любому спектаклю. И все это мы обсудили с ними в ходе разбора. Ничего не скрыли.
- Как вы думаете: у ирбитского театра есть будущее?
- Вы знаете, я не астролог.  На благополучное будущее надо надеяться, но ни один театр, по—моему, не может что-либо загадывать. Потому что, в идеале, в нем же  работают художники. Тонкая субстанция. Рождение талантливого спектакля это сочетание множества вещей. И ни один театр не застрахован от неудач. Как, собственно, ни одни театр – хоть маленький, хоть большой – гарантированно не может рассчитывать на взлет или чудесное достижение вершины.
- Есть мнение, что фестиваль без открытия – не фестиваль. Для вас что-то стало открытием на «Ирбитских подмостках»?
- Нет. Если употреблять правильно слова, открытий не было. Но я принадлежу к тем людям, которые за открытиями не гонятся. Открытием я называю для себя настоящее переживание в зрительном зале. А градус этого переживания зависит от того, что происходит на сцене.
- Елена Владимировна, скажите, если еще раз вас пригласят на фестиваль в Ирбит, вы согласитесь приехать?
- Непременно!

Ю. Берсенева






ООО "Печатный вал" (новости)
Александр Камянчук (краеведение)