19 июня 2004
31 мая в Екатеринбурге состоялось чествование победителей 24-го традиционного областного конкурса «Лучшая театральная работа 2003 года» на премию «Браво!».
Конкурс организован Екатеринбургским отделением Союза театральных деятелей и Министерством культуры Свердловской области. Среди лауреатов конкурса оказался и наш Ирбитский драматический театр им. А.Н. Островского. В номинации «Актерский дуэт» получили артисты театра А.В. Яценко и П.В. Пепелев за роли Большого и Подхалюзина в спектакле «Банкрот» по пьесе А.Н. Островского (режиссер С.Н. Шипулин). Своими мыслями по поводу успеха ирбитских актеров поделился главный режиссер театра Сергей Иванович Шипулин.
- Прежде всего, разрешите поздравить Вас, Сергей Иванович, с победой вошего спектакля и ваших актеров в этом конкурсе.
- Спасибо
- Расскажите, пожалуйста как и где проходил конкурс? Раньше, чтобы принять участие в фестивале или каком-либо конкурсе, необходимо было выехать со спектаклем в тот или иной город, где это событие происходило. В этом сезоне, насколько я знаю, Ирбитский театр никуда не выезжал.
– Совершенно верно. Последние 2 года театральный конкурс «Браво» проводится на местах, т.е. в своих театрах. Приезжают критики с целью отобрать лучшие спектакли для участия в конкурсе. У нас они побывали 27 марта, в международный день театра и посмотрели два спектакля: «При чужих свечах», Птушкиной (режиссер А.В. Яценко), и «Банкрот» по пьесе А.Н. Островского в моей постановке.
– Надеялись ли вы попасть в число победителей?
– Нет. Мы рассчитывали просто поговорить о достоинствах и недостатках наших спектаклей, хотя критики потом после их просмотра говорили, что отсматривали их для конкурса «Браво!». Но в результате они высказали свое мнение и уехали. Мы узнали о том, что стали победителями в одной из номинаций конкурса после майских праздников. Из СТД пришло письмо и приглашение на вручение премии.
– Сергей Николаевич, один из актеров, получивших премию не ирбитчанин. Как родилась идея пригласить актера из другого театра.
– Спектаклем «Банкрот» театр предполагал открыться еще в 157-м театральном сезоне. Но тогда не было актрисы на роль Липочки, поэтому спектакль был отложен на время. К концу 157-го сезона было принято решение запустить наконец-то этот спектакль в работу и открыть им уже 158-й сезон, так как из декретного отпуска вышла артистка Татьяна Богданова. Уже началась подготовительная режиссерская работа. Художник занимался сценографией, но в этот момент был уволен и уехал из города артист Махов, который должен был играть Подхалюзина. Оставалось либо закрыть спектакль, либо найти актера на эту роль. В результате поиска вышли на екатеринбургский частный театр «Театрон» и пригласили Павла Пепелева. Он согласился приехать поработать. Ирбитский театр включил его в свой штат.
– Но премию получили двое?
- Да, на роль купца Большова был приглашен бывший актер Ирбитского театра, ныне пенсионер А.В. Яценко. Таким образом, спектакль не заморозили, а запустили в производство. При всем том, что были и другие препятствия, спектакль состоялся, а актер А. Яценко сыгравший купца Большова позднее выступил в качестве режиссера в спектакле «При чужих свечах».
- Сергей Николаевич, а как Вам работалось с этими и другими артистами, и какие цели вы ставили перед собой при подготовке спектакля?
– В целом работали дружно, но лично мне, как режиссеру было интересно работать с теми, кто меня понимал. Ну, а цели были самые разные, я считал своим долгом открыть по-новому актеров, чтобы продолжился их творческий рост. Для актеров это важно и, на мой взгляд, рост этот состоялся. Произошло открытие новых жанровых качеств, в том числе и у Павла Пепелева, так как в своем театре он ничего подобного не играл. По-новому открылись артисты И. Бакакина, А. Пиджаков, Т. Богданова. Актеры получили заряд вдохновения на дальнейшую работу.
– А почему из всех пьес Островского вы обратили внимание именно на «Банкрота» и современен ли вообще сегодня Островский?
– Что касается пьес Островского, то скажу, что из его драматургии меня «греет» больше всего «Гроза». А «Банкрот» был взят потому, что эта пьеса хорошо расходилась на нашу труппу по действующим лицам. И в ней каждый актер мог интересно реализовать себя. А в целом пьесы Островского всегда отражают сегодняшнюю жизнь, сегодняшний день. «Банкрот» - пьеса современна, созвучна нашему времени, поднимает тему отцов и детей, совести и чести, тему подлости и предательства, превращения людей в хищников.
– Сергей Николаевич, как вы считаете если бы Игорь Махов остался и сыграл роль Подхалюзина, получил бы он подобного рода диплом?
– Во-первых, это был бы несколько другой спектакль, не было бы дуэта, а Игорь Махов, талантливый актер, вполне мог бы получить номинацию за лучшую мужскую роль.
– Что значит для театра эта награда?
– То, что Ирбитский театр принял участие в конкурсе «Браво!» - это для нас событие, театр начал свое возрождение.
Здесь я позволю себе ненадолго отступить от интервью, и как бы в подтверждение последних слов Сергея Николаевича процитирую некоторые выдержки из критической рецензии в адрес спектакля «Банкрот». Вот оценка режиссера Свердловского Академического театра музыкальной комедии В. Савинова: «Спектакль произвел на меня хорошее, сильное впечатление… он показался мне интересным, зрелым и современным не только в силу наличия в нем ярких и запоминающихся актерских работ у А. Яценко, П. Пепелева, П. Бондаренко, Т. Богдановой и других, но и благодаря точной концептуальной режиссерской работе главного режиссера театра С.Н. Шипулина…»
«… Его спектакль развивается от простого к сложному, причем при абсолютной логике режиссер, начав спектакль с традиционного, можно сказать, трафаретного зачина, умело, постепенно наращивает драматизм действия, доводя его к третьему акту и финалу до подлинного высокого трагизма».
– Сергей Николаевич, есть ли у вас желание принять участие снова в театральном фестивале?
– Есть, но к этому существуют препятствия: экономические, административные, а также творческие.
– Ну и последний вопрос. Какие формы отдыха вы предпочитаете в свободное от работы время?
– Все свободное время я буду читать в основном литературу по философии и театру, изучать режиссерские школы, драматургию. Мне всегда не хватает знаний.
– Ну что ж, пожелаем режиссеру, актерам и театру в целом новых творческих взлетов, интересных спектаклей, чтобы зрителю всегда хотелось вновь встретиться со своими любимыми артистами на нашей старой прославленной сцене.
Вопросы задавала Светлана Вялкова
Конкурс организован Екатеринбургским отделением Союза театральных деятелей и Министерством культуры Свердловской области. Среди лауреатов конкурса оказался и наш Ирбитский драматический театр им. А.Н. Островского. В номинации «Актерский дуэт» получили артисты театра А.В. Яценко и П.В. Пепелев за роли Большого и Подхалюзина в спектакле «Банкрот» по пьесе А.Н. Островского (режиссер С.Н. Шипулин). Своими мыслями по поводу успеха ирбитских актеров поделился главный режиссер театра Сергей Иванович Шипулин.
- Прежде всего, разрешите поздравить Вас, Сергей Иванович, с победой вошего спектакля и ваших актеров в этом конкурсе.
- Спасибо
- Расскажите, пожалуйста как и где проходил конкурс? Раньше, чтобы принять участие в фестивале или каком-либо конкурсе, необходимо было выехать со спектаклем в тот или иной город, где это событие происходило. В этом сезоне, насколько я знаю, Ирбитский театр никуда не выезжал.
– Совершенно верно. Последние 2 года театральный конкурс «Браво» проводится на местах, т.е. в своих театрах. Приезжают критики с целью отобрать лучшие спектакли для участия в конкурсе. У нас они побывали 27 марта, в международный день театра и посмотрели два спектакля: «При чужих свечах», Птушкиной (режиссер А.В. Яценко), и «Банкрот» по пьесе А.Н. Островского в моей постановке.
– Надеялись ли вы попасть в число победителей?
– Нет. Мы рассчитывали просто поговорить о достоинствах и недостатках наших спектаклей, хотя критики потом после их просмотра говорили, что отсматривали их для конкурса «Браво!». Но в результате они высказали свое мнение и уехали. Мы узнали о том, что стали победителями в одной из номинаций конкурса после майских праздников. Из СТД пришло письмо и приглашение на вручение премии.
– Сергей Николаевич, один из актеров, получивших премию не ирбитчанин. Как родилась идея пригласить актера из другого театра.
– Спектаклем «Банкрот» театр предполагал открыться еще в 157-м театральном сезоне. Но тогда не было актрисы на роль Липочки, поэтому спектакль был отложен на время. К концу 157-го сезона было принято решение запустить наконец-то этот спектакль в работу и открыть им уже 158-й сезон, так как из декретного отпуска вышла артистка Татьяна Богданова. Уже началась подготовительная режиссерская работа. Художник занимался сценографией, но в этот момент был уволен и уехал из города артист Махов, который должен был играть Подхалюзина. Оставалось либо закрыть спектакль, либо найти актера на эту роль. В результате поиска вышли на екатеринбургский частный театр «Театрон» и пригласили Павла Пепелева. Он согласился приехать поработать. Ирбитский театр включил его в свой штат.
– Но премию получили двое?
- Да, на роль купца Большова был приглашен бывший актер Ирбитского театра, ныне пенсионер А.В. Яценко. Таким образом, спектакль не заморозили, а запустили в производство. При всем том, что были и другие препятствия, спектакль состоялся, а актер А. Яценко сыгравший купца Большова позднее выступил в качестве режиссера в спектакле «При чужих свечах».
- Сергей Николаевич, а как Вам работалось с этими и другими артистами, и какие цели вы ставили перед собой при подготовке спектакля?
– В целом работали дружно, но лично мне, как режиссеру было интересно работать с теми, кто меня понимал. Ну, а цели были самые разные, я считал своим долгом открыть по-новому актеров, чтобы продолжился их творческий рост. Для актеров это важно и, на мой взгляд, рост этот состоялся. Произошло открытие новых жанровых качеств, в том числе и у Павла Пепелева, так как в своем театре он ничего подобного не играл. По-новому открылись артисты И. Бакакина, А. Пиджаков, Т. Богданова. Актеры получили заряд вдохновения на дальнейшую работу.
– А почему из всех пьес Островского вы обратили внимание именно на «Банкрота» и современен ли вообще сегодня Островский?
– Что касается пьес Островского, то скажу, что из его драматургии меня «греет» больше всего «Гроза». А «Банкрот» был взят потому, что эта пьеса хорошо расходилась на нашу труппу по действующим лицам. И в ней каждый актер мог интересно реализовать себя. А в целом пьесы Островского всегда отражают сегодняшнюю жизнь, сегодняшний день. «Банкрот» - пьеса современна, созвучна нашему времени, поднимает тему отцов и детей, совести и чести, тему подлости и предательства, превращения людей в хищников.
– Сергей Николаевич, как вы считаете если бы Игорь Махов остался и сыграл роль Подхалюзина, получил бы он подобного рода диплом?
– Во-первых, это был бы несколько другой спектакль, не было бы дуэта, а Игорь Махов, талантливый актер, вполне мог бы получить номинацию за лучшую мужскую роль.
– Что значит для театра эта награда?
– То, что Ирбитский театр принял участие в конкурсе «Браво!» - это для нас событие, театр начал свое возрождение.
Здесь я позволю себе ненадолго отступить от интервью, и как бы в подтверждение последних слов Сергея Николаевича процитирую некоторые выдержки из критической рецензии в адрес спектакля «Банкрот». Вот оценка режиссера Свердловского Академического театра музыкальной комедии В. Савинова: «Спектакль произвел на меня хорошее, сильное впечатление… он показался мне интересным, зрелым и современным не только в силу наличия в нем ярких и запоминающихся актерских работ у А. Яценко, П. Пепелева, П. Бондаренко, Т. Богдановой и других, но и благодаря точной концептуальной режиссерской работе главного режиссера театра С.Н. Шипулина…»
«… Его спектакль развивается от простого к сложному, причем при абсолютной логике режиссер, начав спектакль с традиционного, можно сказать, трафаретного зачина, умело, постепенно наращивает драматизм действия, доводя его к третьему акту и финалу до подлинного высокого трагизма».
– Сергей Николаевич, есть ли у вас желание принять участие снова в театральном фестивале?
– Есть, но к этому существуют препятствия: экономические, административные, а также творческие.
– Ну и последний вопрос. Какие формы отдыха вы предпочитаете в свободное от работы время?
– Все свободное время я буду читать в основном литературу по философии и театру, изучать режиссерские школы, драматургию. Мне всегда не хватает знаний.
– Ну что ж, пожелаем режиссеру, актерам и театру в целом новых творческих взлетов, интересных спектаклей, чтобы зрителю всегда хотелось вновь встретиться со своими любимыми артистами на нашей старой прославленной сцене.
Вопросы задавала Светлана Вялкова