Бенефис – дело тонкое

Бенефис – дело тонкое
30 Января 2012
Вы можете припомнить в своей жизни случай, когда ваш друг-именинник в свой день рождения дарил бы вам подарки? Быть может такое у многих случалось лишь в детстве: помните, когда в детском саду или в школе виновник торжества угощал всех конфетами или еще какими сладостями. А во взрослой жизни так бывает?
А вот актеры не могут по-другому. Складывается такое впечатление, что будь их воля, каждый свой день рождения они отмечали бы на сцене, даря зрителям чудо приобщения к искусству.
В этом году свой день рождения Ирбитский драмтеатр совместил с празднованием юбилея одной из замечательнейших и самых преданных актрис нашего театра – Зои Васильевны Петренковой.
Хотя, уж если быть совсем честными, год 2012 для Зои Васильевны не совсем юбилейный: очередная пятерка отметилась в ее возрасте пару лет назад. Да и творческий стаж актрисы перешагнул очередную круглую дату в ушедшем году, но разве от этого праздник может стать менее значимым. Помнится, уже достаточно давно в нашем разговоре Зоя Васильевна упомянула, что готовится ее творческий вечер. Правда, на тот момент даже не ясно было: какой именно спектакль будут ставить. Планировали одну из пьес Островского. Но что именно – должен был определить режиссер. И предполагалось, что ставить для юбилярши будет Валерий Петрович Медведев.
Однако время перетасовало карты. И вместо русской классики на ирбитской сцене обретает жизнь произведение испанского драматурга ХХ века Алехандро Касона. А постановщиком спектакля стал главный режиссер нашего театра Леван Допуа.
Кстати, воспользовавшись случаем, мы задали Левану вопрос о том, как ему – молодому режиссеру – работается с Зоей Васильевной:
«Понятно, что в работе с любым актером существую свои определенные нюансы. Честно говоря, учитывая возраст Зои Васильевны, иногда на репетициях к ней пытаешься относиться более нежно, более трепетно, чем к более молодым актерам. И каждый раз с ее стороны звучит достаточно требовательное: «Не надо меня жалеть». А ведь пытаешься не столько пожалеть, сколько поберечь. Тем более что роль, которую играет Зоя Васильевна, очень эмоционально насыщена и этим сложна. А она, как актриса, не умеет работать в полсилы. Даже на репетициях. Да, что говорить, уже на читках я начал переживать: выдержит ли Зоя Васильевна такое эмоциональное напряжение до премьеры. Настолько она быстро она создала этот образ, срослась с ним.
Так что фактически, Зоя Васильевна – сама автор своей роли. Основываясь на своем личном опыте (будь то театр или жизнь), она создала образ, которому безусловно веришь. Мне лишь остается создать для него живую атмосферу, существование в которой будет для него органично».
А вот каким получится результат творческого союза молодого режиссера Левана Допуа и, скажу без сомнения, одной из самых заслуженных актрис ирбитской сцены Зои Васильевны Петренковой, вы сможете оценить сами, посмотрев в день рождения Ирбитского драмтеатра премьеру сентиментальной и трогательной комедии Алехандро Касона «Деревья умирают стоя».
Евгения Березина

Справка:
Зоя Васильевна Петренкова начала свою творческую жизнь в 1955 году после окончания Днепропетровкого государственного театрального училища. После работы в нескольких театрах страны, в 1968 году актриса приехала в Ирбит, где и поступила в труппу Ирбитского драматического театра им. А.Н. Островкого.
С именем Зои Васильевны связана целая эпоха в истории нашего театра. Эмоциональность дарования и богатые актерские возможности позволяли ей играть и глубоко драматические, и комедийные роли. Однако, по мнению коллег, Зоя Васильевна – актриса классического репертуара. Недаром настоящий успех ей принесли такие роли, как  Белиса ("Хитроумная влюбленная" – Л. де Вега); Варвара Харитоновна ("Поздняя любовь" – А.Н.Островский); Елизавета ("Мария Стюарт" – Ф. Шиллер); Круглова ("Не все коту масленица" - А.Н.Островский); фру Альвинг ("Привидения" - Г.Ибсен).
В настоящее время Зоя Васильевна продолжает активно участвовать в жизни театра. В 2004 году ей присвоено почетное звание «Лучший работник культуры» МО город Ирбит.