166-й: время обновлений.

166-й: время обновлений.
23 Октября 2011
На улице холодно. Лето уходит. И кажется, жизнь на улицах города замирает. Однако есть место в Ирбите, где с наступлением осени жизнь только набирает обороты, с каждым днем становясь активнее, ярче и привлекательнее. В эти выходные Ирбитский драматический театр им. Н.Островского открыл свой очередной, слегка не юбилейный, но очень важный, 166-й театральный сезон. Сезон, который по ожиданиям самих сотрудников театра, должен стать еще одним шагом к новой жизни театра, шагом к его омоложению.

Вторая премьера
Уже даже само открытие сезона вырвалось за рамки неких традиций, которые для себя и для своих зрителей создает Ирбитский драматический театр им. Н.Островского. Дело в том, что впервые за несколько лет первым в новом сезоне зрителю был показан не совсем новый спектакль – бурлеск-водевиль «Екатерина II, гренадер и шаман сибирский» по пьесе Эдуарда Вериго.
Кое-кто из ирбитчан уже имел возможность увидеть эту постановку на сцене нашего театра. Ведь именно этим спектаклем коллектив ирбитской драмы в конце июня закрывал 165-й сезон, отметив тем самым со своими друзьями юбилей города.
Не знаю, может это мое мнение, но такой ход создал своеобразную иллюзию: когда действие каждой следующей серии фильма начинается с повторения последних кадров серии предыдущей. И этот прием, безусловно, помогает зрителю связать все сюжеты-серии в целое, осознать единство повествования.
Так что, открывая новый сезон, ирбитский театр как бы пообещал своим зрителям: все, что было хорошего в сезоне прошедшем, в новом будет продолжено, и желание  обновить театральную жизнь города обязательно будет реализовано и в 166-й раз.
Вот и получается, что «Екатерина II» стала неким предисловием к начинающемуся театральному году, обретя при этом отличный шанс на второе рождение, ведь играли его вновь как премьеру.
И дело совсем не в том, что актеры только несколько недель назад вернулись из отпусков, полные сил и новых идей. И даже не в том, что в постановку за несколько дней до показа была внесена некая правка (о чем, загадочно улыбаясь, нам сообщил режиссер спектакля Валерий Петрович Медведев за несколько минут до начала действа). Просто было ощущение, что, как хорошему вину,  трехмесячная выдержка пошла спектаклю на пользу. Даже с учетом того, что все это время спектакль не игрался.
Атмосфера спектакля как будто наполнилась эмоциями, из-за чего происходящее на сцене стало единым целым, превратившись из набора мизансцен и музыкальных номеров в историю любви, «семейных» споров и интриг на «амурном фронте».
Приятно удивили и изменения, которые произошли в актерском ансамбле постановки. В день открытия сезона роль Прелесты, сибирской сироты, вокруг свадьбы которой с гренадером лейб-гвардии Иваном Баскаковым и крутится весь сюжет пьесы, сыграла дебютантка ирбитской сцены – выпускница Алтайской академии искусств Анастасия Железнякова. Нам же, зрителям, остается только надеяться, что и все последующие работы Анастасии будут такими же яркими, задорными и по-актерски качественными. Как и ее первая роль.

К новым вершинам
В дальнейшем же планов, которые творческий коллектив театра намерен воплотить в жизнь в течение предстоящих восьми месяцев сезона, на самом деле много. И главное – они очень интересны, и продолжают наметившуюся в прошлом сезоне тенденцию разворота театра в сторону молодежной аудитории
Начать хотя бы с планируемых постановок, которых уже сегодня главный режиссер театра Леван Допуа назвал четыре. 4 ноября ирбитским зрителям предстоит вновь окунуться в неувядающую классику – в ирбитском театре будут давать пушкинские «Маленькие трагедии» в постановке Сергея Балиева. Далее в творческих планах коллектива бенефисный спектакль Зои Васильевны Петренковой по пьесе Алехандро Касона «Деревья умирают стоя».
Кроме того, в этом году на ирбитской сцене также обретут свое воплощение и персонажи произведений, заслуженно претендующих на звание современной театральной классики – «Чума на оба ваших дома» Григория Горина и «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса.
Однако этими четырьмя спектаклями постановочный план нового сезона в нашем театре драмы не исчерпывается. Правда, выбор остальных пьес будет осуществляться с помощью, если можно так сказать, еще одного новшества, которое в этом году станет открытием для ирбитских театралов.
Таким нововведением театральной жизни уже в этом году станут читки – удивительные и очень интересные мероприятия, которые уже на протяжении нескольких лет стали неотъемлемой частью жизни многих российских театров. По сути своей «читка» - один из этапов творческой работы над новой постановкой. Причем, достаточно «интимный», ведь в этот момент коллектив театра как бы примеряется к кусочку новой реальности, в которую ему придется погрузиться, «пробует ее на зуб». И вот этот сакральный момент коллектив театра готов открыть своему зрителю, вовлекая его тем самым в допремьерную жизнь нового спектакля.
При этом, по словам Валерия Петровича, главная цель подобного мероприятия не только найти среди сонма произведений современной театральной прозы сюжеты свободные от бомжей, преступников, проституток и прочей чернухи, но и выбрать из них те пьесы, которые потенциально интересны ирбитскому зрителю, чье воплощение ирбитчане хотели бы увидеть на сцене родного театра.
Однако, только собственными постановками ирбитский театр в новом сезоне не ограничится. Как обычно планируется, что в течение этих восьми месяцев на ирбитских подмостках отыграют небольшие гастроли и несколько приглашенных театральных коллективов. И хотя, по словам директора театра Виктора Моора, пока не известно кого именно удастся привезти в Ирбит, но уже сегодня переговоры о возможном приезде идут и с нашим земляком Николаем Колядой, и с любимцами ирбитских театралов - пермским театром «У моста» (тем более, что в настоящее время Виктор Александрович тесно сотрудничает с пермяками, оформляя в этом для них постановку «Запах», режиссером которой стал знаменитый поляк Кшиштоф Занусси).
Планирует театр продолжить и активную фестивальную жизнь. При чем, ирбитчане не только поедут в другие города, чтобы принять участие в фестивалях (в этом году на соискание театральной премии «Браво!» планируется выдвинуть спектакль «Беседы с Ангелом»  - без преувеличения, лучшую работу ирбитского театра в прошедшем сезоне). Площадкой для подобных проектов и в этом году вновь станет сцена нашего драмтеатра – уже летом Ирбитский драматический театр им. Островского совместно с Администрацией МО город Ирбит готовятся провести фестиваль детских театров, который станет своеобразным младшим братом уже известного и вполне состоявшегося фестиваля «Ирбитские подмостки».
Да и это, собственно, еще далеко не все, что наметил театр на будущий сезон. Просто в беседе о планах директор театра Виктор Моор в какой-то момент предпочел остановиться, говоря, что, мол, остальное пока не очень определено, и пока не понятно. Одним словом, чтоб не сглазить.

Сбыча мечт
И еще об одном событии, пусть и не имеющем непосредственного отношения к начавшемуся театральному сезону хотелось бы рассказать.
Думаю, многие поклонники ирбиткого театра, особенно те, что присутствовали на закрытии 165-го театрального сезона, помнят, что за активное участие в культурной жизни города ирбитское Управление культуры нашло возможность выделить театру грант, средства которого можно было потратить на поездку участников театральной студии на любой достойный спектакль любого театра Большого Урала.
В результате, с учетом всех «за» и «против», выбор был сделан в пользу путешествия в Тобольск, в котором студийцам удалось, что  называется, совместить «приятное с полезным». Они посетили Тобольский драматический театр, где в этот вечер шел спектакль «Всеобъемлюще» по пьесе Николая Коляды (чем, собственно, реализовали главную цель поездки) и в качестве бонуса смогли поприсутствовать на праздновании дня рождения Валерия Медведева, чей юбилей в этот день отмечал театр.
Ну а кроме «театральной» составляющей поездка включала в себя еще и такие интересные культурные мероприятия как знакомство с историей города, одна из страниц которой тесно связана с декабристами, жившими в Тобольске после отбывания сроков на каторге;  поездку в туристический комплекс «Абалак» и расположенный рядом Абалакский мужской монастырь; ну и, конечно, экскурсия в Тобольский кремль - единственное подобное сооружение по эту сторону Уральских гор.
Подводя итоги этой поездки, руководитель театральной студии Ирина Татарникова отметила, что, несмотря на все сложности, которые возникали в процессе организации поездки, она, безусловно, удалась. «Ведь в этой поездке ребятам студийцам не только удалось увидеть образец театрального искусства, отличный от того, что они постоянно видят на сцене ирбитского театра. Для многих из них она стала еще и уникальным шансом познакомиться с городом, который по праву долгие годы считался сибирским форпостом России. И мы искренне благодарны городскому Управлению культуры и лично Ирине Витальевне Красновой, за то, что они нам этот шанс предоставили».

Présente avec plaisir
Не удержались в день открытия сезона мы и от искушения задать пару вопросов новому участнику актерского коллектива нашего театра. Позвольте представить: Анастасия Железнякова.
- Настя, первый вопрос традиционный: где учились и как попали в Ирбит?
- В этом году закончила Алтайскую государственную академию культуры и искусства, факультет художественного творчества. И по специальности я – режиссер любительского театра. И все пять лет обучения моим однокурсников в академии был Виталий Старожилов, который вот уже три года служит в Ирбитском драмтеатре. Так что фактически его и можно назвать идейным вдохновителем моего приезда в ваш город.
- А не страшно было уезжать так далеко от дома, ведь от нас до Барнаула почти 2000 км?
- Главное, что это был сознательный выбор. Просто во время обучения передо мной стоял вопрос: либо предпочесть работу в театре, либо заняться каким-либо совсем другим делом. Я выбрала театр. А значит и ту жизнь, которой живет большинство актеров, переезжая из одного города в другой в поисках своего театра, своего режиссера.
Так что уезжать было не страшно. Да и расстояние, которое отделяет меня от дома, пока особо не ощущается. Возможно из-за того, что здесь у меня пока не возникало каких-то бытовых проблем, а значит я могу все свое время, всю себя посвятить театру, к чему я собственно и стремилась. А может еще просто не успела соскучится по родным, по маме.
- Как вас принял Ирбит? Первое впечатление от самого города, ну и конечно от театра, ведь, по актерским меркам, вам очень повезло: буквально, с корабля на бал, в спектакль.
- Это на самом деле большая удача для актера: за месяц пребывания в новом коллективе получить роль в постановке театра. Поэтому, я надеюсь, что не подвела коллег. Тем более что приняли меня в коллективе очень радушно и сейчас у меня хорошие дружеские отношения со всеми, кто работает в нашем театре.
А что касается города. Возможно, это конечно ошибочное ощущение, связанное с тем, что весь месяц, пока я живу в Ирбите, погода яркими солнечными днями нас не особо радовала, но город произвел на меня достаточно странное впечатление: такое ощущение, что он как бы подернут дымкой, которая скрывает яркие краски, приглушает тона. Хотя, конечно, увиденное на улицах может впечатлить кого угодно: я, честное слово, никогда раньше не видела такого изобилия домов старинной постройки и памятников, тем более в таком небольшом городе. И, конечно, хотелось бы, чтобы вот это ощущение старины и некой сказочности город дарил своим жителям и гостям в любое время, независимо от погоды.

Юлия Берсенева