Под занавес сезона

Под занавес сезона
14 Июня 2011
О том, что 165 театральный сезон станет ярким событием в жизни Ирбитского драматического театра, было понятно еще в самом его начале. Ожидания зрителей творческий коллектив театр оправдывал на протяжении всего сезона, да и под занавес не обошлось без сюрпризов.
О том, как проходил в нашем городе шестой межрегиональный театральный фестиваль «Ирбитские подмостки-2011» наша газета уже рассказывала. Так что для читателей, не попавших на заключительный его вечер, секретом остается только имена лауреатов конкурса.
Спектаклей, получивших в итоге призы фестиваля «Ирбитские подмостки-2011», оказалось не так уж и много – пять. Так в спектакле Челябинского государственного драматического Камерного театра были отмечены исполнитель мужской роли Петр Артемьев, получивший приз за лучшую мужскую роль. Он же в паре с Мариной Гез были признаны жюри как лучший актерский дуэт.
Обе женские премии – за главную роль и роль второго плана – уехали в Серов. Их присудили актрисам Серовского театра драмы им. А.П. Чехова Светлане Королевой и Татьяне Хорук. А вот премией за лучшую мужскую роль второго плана жюри наградило актера Тобольского драматического театра им. П.П. Ершова Василия Микульского за роль Римаса в постановке «Саня, Ваня, с ними Римас».
Не стало сюрпризом для ирбитской публики и решение жюри о том, кто в этом году получит приз за лучшую режиссерскую работу. Обладателем этой премии назван главный режиссер пермского театра «У моста» Сергей Федотов. Собственно, пермякам же и было присуждено Гран-при фестиваля за спектакль «Однорукий из Спокэна» по одноименно пьесе Мартина Мак-Донаха.
Постановка Ирбитского драматического театра также была отмечена жюри, которое присудило спектаклю «Беседы с Ангелом» приз за лучшую сценографию.
При этом, подводя итоги работы команды критиков на фестивале, Евгений Ланцов отметил, что, несмотря на разность мнений, которые члены жюри высказывали в ходе обсуждений, проходивших после каждого спектакля, окончательное решение было практически единодушным. Что, в то же время, совсем не обозначает серьезной разницы в уровне представленных на фестивале спектаклей, а скорее свидетельствует, что в жюри в этом году подобралась удивительная команда единомышленников.
Ну и, как уже заведено традицией, под финальный занавес фестиваля, ирбитский драмтеатр сделал всем своим поклонникам и гостям подарок. Коим на этот раз стал увлекательный и задорный спектакль Екатеринбургского академического театра музыкальной комедии «Тетка Чарли». Постановка, наполненная музыкой, смехом, замечательной игрой молодых актеров, в очередной раз заставила переполненный зрительный зал аплодировать стоя, как неоднократно случалось в течение всей недели работы фестиваля «Ирбитские подмостки».
***
Однако фестивалем юбилейный для театра сезон не закончился. Буквально через неделю ирбитская драма вновь собрала своих друзей. На этот раз, чтобы представить зрителю спектакль-подарок к юбилею города ну и подвести уже итоги 165 театрального сезона.
И подарок удался. Несмотря на все сложности, которые возникали у коллектива театра в ходе подготовки спектакля, бурлеск-водевиль «Екатерина II, гренадер и шаман сибирский» по пьесе Э. Вериго ирбитской публикой был принят «на ура!».
Безусловно, есть в этом успехе доля заслуг и автора пьесы. Юморная история интриг государыни российской Екатерины II, пытающейся при поддержке помощников – шута Гришки и статсдамы Перекусихиной - расстроить женитьбу приглянувшегося ей Ивана Баскакова, в разные годы была поставлена на сценах нескольких российских театров и неизменно пользовалась успехом у зрителя.
Однако, заслуг наших актеров в том, что ирбитская постановка удалась, тоже умолять не стоит. Как выразился бы более молодой зритель, актеры в этот вечер на сцене просто «жгли».
И в этом отношении очень хочется отметить работу Элеоноры Петровны Землянской. Вот уж, как говориться, прямое подтверждение тезиса о том, что у многих представителей старшего поколения «есть еще порох в пороховницах». Каждое появление на сцене Чудихиной (чей образ и воплотила на сцене Элеонора Петровна) вызывало заметное оживление в зрительном зале. А чего стоила сцена приезда в дом Баскаковых сибирского шамана, которого героиня Землянской ждала как избавителя от донимавших ее мук не в меру разыгравшегося воображения.  Здесь уж зрители посмеялись от души.
Без преувеличения можно считать триумфальным возвращение в этом сезоне на ирбитскую сцену Татьяны Богдановой. Начав сезон с второстепенной роли Моти в постановке «Квадратура круга» (эта работа, кстати, была отмечена как лучшая женская роль второго плана 165-го театрального сезона), Татьяна «под занавес» подарила ирбитскому зрителю удивительный образ Екатерины II. Величавая императрица, чья повадка полна манер, а речь – легкого, почти изысканного акцента, выдающего иностранку, способная, тем не менее, ради достижения собственной цели, примерить на себя образ и турецкого евнуха, и сибирской девицы. И в каждом из них Татьяна была просто великолепна.
Ну и главный, пожалуй, сюрприз спектакля. Ведь это водевиль, а, значит, всем актерам пришлось петь. И пусть с технической точки зрения этот момент не совсем удался (достаточно часто зрителям было практически не разобрать слов в песнях, которые исполняли актеры). Однако, уже тот факт, что  большинство ирбитских актеров запело в этот вечер на сцене – стал сюрпризом приятным.
Одним словом, премьера, как жирная точка 165-го юбилейного театрального сезона ирбитской драмы, удалась. Остается только надеются, что и в следующем году зрителям еще не раз представиться возможность понаблюдать за хитросплетениями императорских интриг, а некруглый номер следующего сезона не станет поводом расслабиться для театрального коллектива. Благо, как уверило нас руководство театра, планов на 166 театральный сезон уже достаточно много, чтобы сделать и его еще одним ярким годом в жизни Ирбитского драмтеатра.

Юлия Берсенева