Открытый занавес

Открытый занавес
4 Июня 2011
В Ирбите начал работу Межрегиональный театральный фестиваль «Ирбитские подмостки – 2011». Уже шестой раз этот форум собирает в нашем маленьком городке лучшие театральные коллективы и постановки всего Большого Урала.

Считать открытым
Согласитесь, было бы достаточно странным, собрав друзей и родственников на семейный праздник, начинать его с пафосных пространных речей и множества излишних церемоний. Вот, собственно, и наш фестиваль уже который год легко обходится без всей этой мишуры. Ведь праздник-то почти семейный.
Поэтому начало работы фестиваля лишь слегка обозначил приветственным словом директор театра Виктор Моор, которого поддержали глава города Геннадий Агафонов и председатель городской думы Андрей Демаков. И после заветной фразы «Фестиваль считать открытым» все присутствующие в зале отдали свое внимание первой конкурсной работе.
К слову сказать, и шестой фестиваль (как и пятый) организаторы решили начать с классики. И если в прошлый раз «Ирбитские подмостки» начинались со знакового для города «Ревизора», то сейчас чести открыть фестивальный показ удостоился Курганский государственный театр драмы, представивший зрителю криминально-любовную историю «Леди Макбет Мценского уезда».

Фестиваль фестивалю рознь
Кстати, если говорить о классике в программе фестиваля этого года, то первое что бросается в глаза - практически полное ее отсутствие. По крайне мере, в наиболее распространенном понимании этого слова и по сравнению с пятым фестивалем, где практически семьдесят процентов работ были поставлены по нетленным произведениям русской классической литературы. В этом году, кроме уже упомянутой работы курганского театра, только тюменский «Ангажемент» представил зрителям и жюри свой взгляд на классическое произведение – комедию Мольера «Мещанин во дворянстве».
Хотя, опять же, как посмотреть. Ведь произведения и Александра Володина, и Григория Горина, и Мартина Мак-Донаха уже давно существуют в театральном мире не иначе как под грифом «современная классика»

На фоне
Вполне возможно, что именно так – фоном – воспринимают многие зрители оформление сценического пространства любого спектакля. Однако, как показал фестиваль, и этот немаловажный элемент постановки, безусловно, требует к себе должного внимания.
Начать с того, что именно декорации зачастую помогают «состояться» атмосфере спектакля. Они то выпячивают персонажей, оставаясь блеклой полутьмой позади актеров, где уже нет ничего интересного, то, наоборот, становятся полноправным участником действа, погружая зрителей в атмосферу предложенной реальности, как это сделал огромный экран в постановке Челябинского драматического камерного театра «Музыки и сигарет не хватит до весны…»
Но, как оказалось, декорации могут жить собственной жизнью и вне театрального действия. И если одним театрам они никаких проблем не создают, вплоть до тог, что не требуют и особых усилий по монтажу на сцене, ввиду разных причин, то другим приходится изрядно побороться за возможность сыграть спектакль на новой сцене. Так, например, Тобольскому театру им. Ершова, который привез на фестиваль свою работу, посвященную Великой Отечественной войне – «Саня, Ваня, с ними Римас» - фактически пришлось вступать в настоящую борьбу за сценическое пространство ирбитского театра. Оказалось, что основной, он же и единственный габаритный элемент декорации – автомобиль, напоминающий внешним видом горьковскую полуторку тех лет – слишком велик для ирбитской сцены. И если в Тобольском театре, где ширина зеркала сцены составляет 12 метров, он смотрелся вполне органично, то в Ирбите, на сцене в полтора раза меньше, автомобиль практически поглотил огромный кусок сценического пространства, оставив актерам для игры небольшие участки сцены вокруг себя.

Все мы такие разные
Кстати, многообразие приемов режиссерской работы с текстом первоисточника, использованных при создании представленных на фестивале спектаклей, также радует. Практически каждый спектакль демонстрирует нечто особенное. Возможно привычное для мира большого театра, но абсолютно новое для сцены ирбитской.
Взять, к примеру, корпоратив каменного века «Две стрелы» Нижнетагильского молодежного театра. Действия пьесы, отсылающей зрителя к временам весьма отдаленным, перенесены в современный вполне абстрактный офис, в котором при определенной доле допуска вполне можно разглядеть черты любой современной фирмы. И вот уже текст перестает резать слух своим анахронизмом, а понятия «мясо», «стрелы», «скорпионы» в понимании зрителя обретают новый осовремененный смысл.
Или комедия масок, каковой стала постановка нестареющего мольеровского «Мещанина во дворянстве», когда происходящее на сцене как бы «разделяется» на два слоя, если не считать практически нулевого декора на сцене. И при этом в одном слое существуют схематичные типажи всех второстепенных персонажей пьесы, которые «выталкивают» на поверхность образ главного героя – стремящегося к обладанию всеми наглядными атрибутами дворянской жизни разбогатевшего буржуа г-на Журдена.

Зритель «некритический»
Еще открывая фестиваль, в своем приветственном слове директор ирбитской драмы Виктор Моор отметил, что в любом фестивале главным участником был и остается зритель. Потому как для чего же еще существует театр, как не для своего зрителя. А любовь ирбитского зрителя с театром всегда была взаимной.
При этом многие ирбитчане в течение этой недели стараются выкроить в своем загруженном жизненном графике хотя бы пару вечеров, чтобы посетить театр. А есть и те, кто вообще не пропускает ни одного спектакля, даже если для этого приходится приезжать ежедневно в Ирбит за 20 километров и больше.
И что самое приятное – разочарованных пока не наблюдается. Все спектакли находят живой отклик в зрительской аудитории. Возможно поэтому практически каждый театральный коллектив, представивший свою работу на «Ирбитских подмостках», зрительный зал благодарит, аплодируя стоя.

Еще четыре дня…
К моменту выхода газеты в свет «Ирбитские подмостки» уже перевалят через экватор. Но фестиваль закончит свою работу только в пятницу, а это значит у наших зрителей еще есть возможность самим оценить несколько спектаклей, среди которых уже любимый ирбитчанами Мак-Донах в постановке пермского театра «У моста» и фееричная постановка «Тетки Чарли» - музыкальной комедии, более известной российскому зрителю как «Здравствуйте, я ваша тетя!»
Приходите – не пожалеете!

Юлия Берсенева