Мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть?

Мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть?
2 Апреля 2011
…Колодец старого питерского двора. Раннее-раннее майское утро. Светло, но солнца еще нет. На крыше дома, свесив ноги, сидят девушка и Ангел. Девушка в потертых джинсах и такой же потертой джинсовой куртке, накинутой на плечи…

Именно такими словами начинается пьеса омской писательницы Алисы Поникаровской «Беседы с Ангелом». И практически один в один воплощенную эту картину открыл зрителям занавес ирбитского драмтеатра на премьере одноименного спектакля, которая состоялась 25 марта.
Сразу скажу, что в этой постановке, как собственно и во многих других, над которыми в качестве сценографа работает Виктор Моор, сцена, декорации – каждый предмет, присутствующий на сцене – удивительным образом принимают самое активное участие в создании спектакля. А как иначе оценить те метаморфозы, которые происходят со сценическим пространством. Маленькая комната перерастает в зал рок-клуба, еще миг и мы уже на высоте городских крыш. Удивительное соседство звездного неба и шума подземки, как выражение того пути, который предстоит пройти героям пьесы. От высшей точки счастья до глубин безысходности.
Хотя все начинается легко и воздушно: незатейливая история о том, как девушка мечтает о любви. И (О, чудо!) в ее жизни появляется тот, кто может это счастье ей подарить – ее Ангел. Но сказка, рассказ которой начинается с волшебных слов, заканчивается, почему-то далеко не так радостно, как мечталось. Реальность, замешанная на человеческих слабостях, в купе с необходимостью выбора, о последствиях которого мы часто даже не задумываемся, вносит свои коррективы, превращая сказку в трагедию. Где мечты забыты, настоящее втоптано в грязь, а будущего просто не существует, потому что как поет «Крематорий»: «Мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть…»
А рядом бьющийся в бессилии Ангел, срывающий крылья в попытке развернуть историю вспять, спасти ту, ради счастья которой все началось, готовый поменять свою бесконечную жизнь лишь на возможность все вернуть на свои места.
Честно скажу, перед тем как начался спектакль, лично у меня были опасения: а справятся ли с материалом актеры. Ведь только двое из исполнителей – Екатерина Мордяшова и Ярослав Кожин – обладают серьезным опытом сценической работы. Большинство же занятых в спектакле – новички, для которых «Беседы с Ангелом» - первая большая работа на театральной сцене.
Однако, разочарований не было. Но отметить хочется троих: Ярослава Кожина, Владимира Ильиных и Тимофея…. Яркие, точный, эмоционально выверенные образы Ангела, бас-гитариста Майка и дилера Игоря. Без лишних движений и фальшивого пафоса. Хотя, казалось бы, развернуться есть где – тема острая и злободневная, а значит и восприятие ее насыщено эмоциями, погнавшись за которыми так легко «переиграть».
Про работу Ярослава Кожина в этом спектакле вообще хочется сказать отдельно. Наблюдая за его Ангелом, я вспомнила другую работу Ярослава, которая по накалу внутренних страстей, по актерской отдаче была близка к увиденному в этот раз. Я имею ввиду его роль в спектакле «Зверь» по пьесе Михаила Гиндина, который был поставлен на сцене нашего театра  четыре года назад. Не секрет, что многие ирбитские театралы считают эту работу лучшей в актерской карьере Ярослава. Теперь же у  «зверя» появился достойный конкурент.    
Жирным восклицательным знаком стало начало актерской карьеры для исполнителя главной роли Федора …….. И даже, несмотря на то, что его герой – Скиф – в облике «нормального» человека смотрелся несколько «деревянным» и зажатым (что, в принципе, вполне можно списать на захлестывающие разум премьерные волнения), то уже «перевоплощенный» Скиф был пугающе правдоподобен и волны его наркотического безумия, казалось вот-вот накроют зрительный зал.
К слову сказать,  по словам автора пьесы Алисы Поникаровской, режиссеру постановки Левану Допуа удивительным образом удалось не только со сто процентной точностью считать образы героев, в том виде какими они создавались, но и, усилив эмоциональную составляющую каждого, довести их воплощение в спектакле до абсолюта.
Открою секрет: оценивая очередную работу нашего театра, я всегда ищу информацию о других постановках тех пьес, которые стали первоисточником для нового спектакля. И совсем не дня того, чтобы сравнивать, искать плюсы и минусы той или иной работы. Нет. Для того, чтобы узнать о возможном другом видении темы, материала, образов и характеров. Однако, на этот раз меня ждало открытие. Удивительно, но факт: ирбитский театр стал первой сценой, на которой ожили персонажи «Ангела».
По словам Алисы, за время прошедшее с момента написания пьесы, ей несколько раз интересовались самые разные театральные коллективы, причем не только российские, но и из Сербии, где «Беседы с Ангелом» даже были изданы в качестве отдельной книги. Но по тем или иным причинам спектакли так и не дошли до зрителя.
Поэтому ирбитскую премьеру можно считать таковой вдвойне, ведь она не только представила ирбитскому зрителю новый спектакль, но и имеет все шансы показать театральному миру нового интересного драматурга.
P.S. Кстати, пока велась работа над материалом, нам стало известно, что, посмотрев постановку «Ангела» в нашем театре, Алиса Поникаровская решила во что бы то ни стало «довезти» этот спектакль до родного Омска, где до сих пор живут люди, ставшие когда-то прототипами героев пьесы.

Юлия Берсенева