Второй день рождения

Второй день рождения
14 Декабря 2009
Человек, который пережил страшный катаклизм, выбравшись из него и почувствовав уверенность в завтрашнем дне, говорит, что пережил второе рождение. Схожие обстоятельства случаются и в жизни целых коллективов. Пример рядом: ирбитский драматический театр имени Островского по праву считает 12 декабря 2000 года своим вторым днем рождения.
Тому предшествовало множество событий, оценив последовательность которых, любой мог сказать, что старейший театр уральской провинции обречен. Обветшавшее здание, много лет находившееся на капитальном ремонте, социальная неустроенность сотрудников, которая вела к нестабильности коллектива, - все эти проблемы преследовали ирбитский театр долгие годы. И вполне могла стать реальностью ситуация, когда театр просто могли закрыть.
В 1993 году театр был передан в ведение муниципалитета, резко сократилось, свелось практически к нулю, финансирование. Неукротимо сокращался штат сотрудников. Как показатель: в то время в труппе театра было всего 5 (ПЯТЬ!) актеров.
Как крик души творческой интеллигенции в Ирбите в то время зарождается театральный фестиваль «Ирбитские подмостки». По словам режиссера Валерия Медведева, возглавлявшего ирбитскую труппу в то время, создавая этот фестиваль театралы ставили перед собой определенную задачу – доказать всем, и прежде всего руководству города, что театр нужен Ирбиту и ирбитчанам. Нужен, просто необходим!
Театр отстояли, но на несколько лет он стал настоящим «сиротой».
Не имея ни собственной площадки, ни материальной базы для осуществления новых постановок, каким-то чудом, практически из воздуха, театральный коллектив создавал новые спектакли, показывал их ирбитчанам, ездил по всему ирбитскому околотку и Свердловской области, видя во всей этой фантасмагории только одну цель: сохранить для города одно из самых уникальных явлений его истории – знаменитое наследие ярмарочного периода – провинциальный драматический театр.
Ирбитские градоначальники, на годы правления которых пришелся тот сложный для театра период, помогали ему чем могли. Но простой помощи и минимальной поддержки городского бюджета было недостаточно. Требовались огромное желание и воля со стороны руководства города, чтобы в бесконечной череде городских проблем, найти время и силы вплотную заняться вопросом сохранения и восстановления ирбитского театра.  
И такой человек нашелся. Директор театра Виктор Моор так рассказал эту историю:
- Зима 1996-го была холодной. Находится в кабинете было невозможно, так что постоянно приходилось искать и создавать себе массу задач, лишь бы не сидеть на одном месте. Разыскали меня в художественной мастерской, и сказали, что вызывают на вахту. Подхожу. Стоят два молодых человека. И один говорит: «Добрый день! Я хотел бы в первый день моей работы в должности главы Ирбита поближе познакомиться с нашим театром». Понятно, что отказать такому гостю я не мог, и мы пошли смотреть разрушенное театральное хозяйство.
Так состоялось знакомство, которое, по сути, ответило на извечный шекспировский вопрос в ирбитской вариации: быть или не быть театру в Ирбите. Общаясь с театральным коллективом в тот же день Владимир Анисимов, глава города, пообещал, что за четыре года своей работы откроет театр.
Нельзя сказать, что все дальше пошло как по маслу, но в лице Владимира Николаевич театр обрел искреннего поклонника и покровителя.
У театра появились силы для новой жизни. Закончилась целая череда неприятностей (пожары, наводнения, разморозка системы отопления) и появилась уверенность в том, что главная сцена драмтеатра откроется в ближайшее время. Была заменена система отопления здания, осушен подвал. Восстановили серьезно пострадавшую от пожара главную сцену, закончили реставрацию зала и фасада здания. Но самым сложным вопросом оказалось оборудование здания системой противопожарной безопасности. Без нее театр просто не открывали. И необходимые средства были найдены. Система была смонтирована и сдана в эксплуатацию в начале ноября 2000 года.
Параллельно администрация города и руководство театра искали и находили варианты для решения бытовых проблем актеров и сотрудников театра. Владимир Николаевич решил вопрос о выделении театру 10 комнат в бывшей гостинице «Ница». У руководства ирбитской драмы появилась возможность привлекать новые творческие силы.
12 декабря 2000 года Ирбитский драматический театр им. Н. Островского после долгого перерыва открыл сезон на родной сцене.
Театр вздохнул «полной грудью». С каждым годом увеличивалось количество постановок. Был возрожден фестиваль «Ирбитские подмостки», который за несколько лет из провинциального вырос до межрегионального. И сегодня про него знают театралы всей страны.
Но театр существует неотрывно от города. А значит, все городские проблемы однажды обязательно коснутся и театра.
Сегодня театр вновь стоит у призрачной грани. В ситуации, когда реальные доходы горожан неуклонно сокращаются, когда все большее количество зрителей отдают предпочтение пище не духовной, рассчитывать на большой зрительский интерес и возможность заработать нужные средства самостоятельно смысла нет.
И в этой ситуации остается лишь надежда на внимание со стороны городских властей. Их понимание того, что в любой кризисной ситуации нельзя оставлять культуру без поддержки. От этого зависит духовная составляющая жизни города. А Ирбит, несмотря на свою провинциальность, достоин того, чтобы сохранить свою уникальную по наполненности культурную жизнь. Ведь потерять всегда очень легко – возродить потом практически невозможно.

Любой творческий коллектив, как человек, который пережил страшный катаклизм, выбравшись из него и почувствовав уверенность в завтрашнем дне, говорит, что пережил второе рождение. И, оказавшись перед опасностью повторения пережитого, он может сколько угодно бравировать: мы это уже проходили, мы закалены. Но только всегда остается тревога: а хватит ли сил на то, чтобы выстоять и пережить все эту фантасмагорию еще раз? Будет ли третий шанс?

Юлия Берсенева