Режиссер Никита Ширяев: о театре, городе и зрителях

Режиссер Никита Ширяев: о театре, городе и зрителях
7 Октября 2009
- Никита Андреевич, в Ирбитском театре вы недавно, как складываются отношения?
- С 1 января работаю в должности художественного руководителя, и пока мы знакомимся друг с другом – я с театром, театр – со мной, я с городом, город – со мной.
- Какие впечатления?
- Не скажу, что все безоблачно. Кризисные времена дают о себе знать, и проблем достаточно. Живут люди искусства небогато, да и с труппой проблемы. Труппа маленькая, а жилья, чтобы пригласить артистов, нет. Сложно выбрать репертуар, ведь драматург пишет пьесы, ориентируясь не на наши возможности.
- Назовите основные отличия столичного театра от провинциального.
- Никаких принципиальных отличий нет. Когда-то я работал в театре небольшого города, а потом – в Большом драматическом театре в Санкт-Петербурге, а это – лучший театр страны. Работа режиссера в любое время в любом городе – это моя работа. Даже в самом отдаленном городе я всегда работал так, как если бы я работал в Лондоне.
- В какие годы работали в БДТ?
- С 1984 по 1989, то есть, последние годы работал вместе с Товстоноговым. Потом я поехал по стране. Руководил республиканским театром в Душанбе, работал в Красноярске, руководил театром в Астрахани, в Тамбове.
- С кем из известных артистов вам доводилось работать?
- С Олегом Басилашвили, с Натальей Даниловой, с Ольгой Аросевой, со Львом Дуровым.
- Есть ли спектакль, о котором вы можете сказать «лучший, любимый»?
- Я поставил сто пятьдесят спектаклей, вряд ли я могу сказать, какой из них лучший. Ведь спектакль есть только здесь и сейчас, пока он жив. Когда его списывают, он остается в воспоминаниях, он не зафиксирован. Сейчас, правда, снимают спектакли на видео, но это совсем не то. Да, были запоминающиеся, например, «Горе от ума», который был поставлен в Красноярске, в краевом драматическом театре имени Пушкина, «Сон в летнюю ночь» в Пермском академическом театре.
- Назовите составляющие хорошего спектакля.
- Прежде всего, современный театр зиждется на симбиозе режиссера с актерами. На «совпадении группы крови». Если у режиссера есть талант, если вся постановочная группа влюблена в него, и в то, что он делает, - то получится. В целом, мне с этим везло.
- Какую еще работу, помимо постановки спектаклей, вы ведете сейчас?
- В данный момент мы набираем молодежный театр-студию, это делается, конечно, для того, чтобы попытаться создать некий баланс. В общем-то, я занимался преподаванием всегда. Я вел курсы в театральных институтах, и в академиях, и не раз уже набирал студии при театрах.
- Чем будете заниматься?
- Всем. И танцем, и движением, и хореографией драки, и фехтованием, и постановкой сценической речи, и вокалом, и даже русской литературой. И, если вдруг у меня появится команда – мне не будет важно, Ирбит это или Москва. Если есть интересная работа, все равно – Кремль за окошком или улица Орджоникидзе.
- Пару слов об ирбитской публике.
- Зритель всегда хороший, нет плохого зрителя. С публикой все в порядке, но с ней нужно работать. Я хочу сказать, что хороший администратор театра – это половина успеха. Мало уметь сделать, нужно уметь продать. Но ни в коем случае не хочу сказать, что зрителю нужно подыгрывать. Зрителя нужно воспитывать. А получится ли - зависит от нас.
- О чем спектакль «Еще не вечер»?
- Это спектакль о судьбах старшего поколения. О том, как люди пожилого возраста пытаются приспособиться к нынешнему времени. Хотя, жанр этого произведения – народная комедия, где есть и смех и слезы, и радости и горести.
- Несколько слов для администрации города. За что взяться в первую очередь, чтобы поставить на ноги театр?
- В первую очередь, не хватает жилья для актеров. А вообще, театр процветает только тогда, когда в нем заинтересовано первое лицо в городе. Бывает и другой вариант, когда в городе есть мощное общественное лобби.

Ирина Бархатова