Сергей Балиев. Мечты романтика

Сергей Балиев. Мечты романтика
17 Февраля 2009
«…Но сквозь годы и румяна,
Незаметно и упрямо,
Никогда не до конца —
То ли светлый, то ль печальный,
Проступает изначальный
Чистый замысел творца...»
Ю. Ким

15 февраля в Ирбитском драматическом театре имени А.Н. Островского состоялся творческий вечер заслуженного артиста Российской Федерации Сергея Артемовича Балиева, посвященный сразу двум его юбилеям – 50-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности. Зрители увидели отрывки из спектаклей, поставленных Сергеем Балиевым на ирбитской сцене. Также артист предстал перед публикой, как автор и исполнитель авторских песен, написанных для разных спектаклей. Накануне творческого вечера мы побеседовали с Сергеем Артемовичем.

К истокам
- Каков ваш путь в творчество?
- Я вообще из детдома. Меня в пятилетнем возрасте взяли приемные родители. И хотя они были далекими от искусства людьми, всегда поощряли мою тягу к творчеству. В детском саду, в пионерлагерях я всегда что-то придумывал. Особенно был востребован в конкурсах инсценированной песни. В школе, когда учителя проводили какие-нибудь открытые уроки, то меня всегда привлекали к этому делу. С детства калякал какие-то стишки, спортом занимался и в танцевальный кружок ходил. Ближе к окончанию школы решил определяться в профессиональным выбором. И пошел в народный театр. Еще будучи школьником играл в спектаклях, принимал участие в агитбригаде. Потом поехал в поступать в Новосибирское театральное училище. Только я поторопился - решил поступать после восьмого класса. Но оказалось, что без паспорта нельзя. Так что через год, когда документ был получен, без проблем поступил. Учеба, потом практика по всем новосибирским театрам. Была возможность остаться там, но я решил быть самостоятельным. Самостоятельность превыше всего. Я как уехал из дома в 16 лет, так надолго никогда не возвращался.
- Где вы работали? Как складывался жизненный путь?
- Своему призванию не изменил ни разу, хотя временами было желание уйти из театра. Но оно бывает у всех артистов без исключения.
Работал в нескольких театрах, но в основном в Бийском драматическом театре на Алтае. Там же приобщился к режиссуре. Сначала ставил сказочки, потом пошли работы посерьезнее. В тяжелейшие годы начала девяностых я возглавил Бийский драматический театр в качестве главного режиссера. Условия работы были сложнейшими, помните что в те годы со страной делалось. Речь шла о закрытии театра, создании на его площадке учреждения культуры, попросту клуба. Театры не были никому нужны, потому что это была обуза для городского бюджета. К нам приехала комиссия, посмотрела наши спектакли, сказала, что вы волнуетесь, театра жив, он работает. Именно тогда был поставлен спектакль "Последняя женщина Дон Жуана". А спектакль "Маленькие трагедии" по произведениям Пушкина, были признаны лучшими по Алтайскому краю. Я горжусь до сих пор, что мы не дали театру умереть.
Потом не сложились отношения с новым директором. Такое тоже часто бывает в нашей профессии. И написал заявление и… Свой театр найти очень сложно. Работал в театре в Краснодарском крае, в Кузбассе поработал. Снова на Алтае, в Рубцовске, где женился на актрисе Рубцовского драматического театра Оксане Ивановой. Потом перебрались сюда. Здесь Анатолий Григорьевич Матушкин директором был. Я его знал еще по работе в Казахстане в Усть-Каменогорске. Можно сказать, что мне повезло, потому что очень редко решаются главные режиссеры приглашать актера с правом на постановку. Кстати, многие критики отмечали, что у моих спектаклей есть свой стиль. Особенно их любят режиссеры. Им как-то сразу становится понятна моя задумка.
- Как складывается ваша жизнь в Ирбитском драматическом?
- Поработал в нескольких театрах. Но я не жалею, что оказался здесь. Некоторые скажут, что Ирбит - не очень престижный город. Но это совсем не важно. Главное – получать удовольствие от своей работы. Я, конечно, очень жалею, что у города нет возможности обеспечить нас жильем. Поэтому нет возможности пополнить труппу. У нас катастрофическое положение – так мало актеров за эти пять лет не было в труппе. Из-за этого снижается репертуарный диапазон. Что-то большое нам не поднять из-за малонаселенности сценической.
Очень жаль, что у нас очень мало на нашей сцене живут наши спектакли. Столько нервов отдаешь. Столько труда. А он даже не успевает вырасти в настоящий спектакль. Только в прокате спектакль приобретает свою законченность. Очень жаль, что мы лишены гастролей. Раньше гастроли давали столько заряда. Как были рады жители городов, куда приезжал наш театр.
В мае будет пять лет, как мы работаем в Ирбите. Работой я не обижен. Мы нашли общий язык с главным художником, художником почти всех моих спектаклей Виктором Александровичем Моором. Как-то очень понимаем мы друг друга, улавливаем самое главное, самую суть. За это время я поставил порядка 15 спектаклей. И ролей тоже сыграно немало. Как только сюда приехал, так сразу сыграл царя Гороха.
- В каком амплуа Вам больше нравится выступать? Что лучше – Гамлет или Петрушка?
- Во всех. А лучше сыграть так, чтобы под Гамлетом был виден Петрушка или под Петрушкой – Гамлет. И не мы это открыли. Это давно ведется. По сути, ничего нового в театре не произошло. Все это как бы возвращение, более резковыраженное повторение прошлого. Например, и сейчас в спектакле может быть использован прием, когда море изображают люди, которые перекатываются по сцене. Мы удивляемся нашему суперпопулярному режиссеру Виктюку. А вспомните конструктивизм начала века. Но в то время задавили советский театр, который был, я считаю, лучшим в мире. И хотя много чего сломали тогда, но и внесли столько нового в театр. Получили такой заряд энергии на весь двадцатый век.
Сейчас другое время. Все ощутили вседозволенность. И такое иной раз выходит на сцену, что жалеешь о цензуре. «Литература» такая, что уши вянут. Я пришел в ужас, когда увидел, как в спектакле почти вживую избивают человека. Театр должен оставаться театром. Театр – это изначально обман. Но наша задача – обмануть как можно качественнее. Удивить, увлечь чем-то. Знаете как приятно, когда видишь в зале взволнованных людей, которые пришли в театр отрешенными, холодными, замученными своими делами.
- Состоялся в профессии. Есть еще творческие желания?
- А как же! Желаний много. Спектакль «Собаки Иерусалима» никак не можем поставить. Очень интересная история – напоминает путешествие Дона Кихота и Санчо Пансы. Как бы отражение первого крестового похода. Все препятствия, которые встречали на своем пути реальные крестоносцы, должны ждать и главного героя. Авторы пьесы итальянские киносценаристы Луиджи Малербо и Абио Карпи?. Что меня в этом материале привлекает – такая ненавязчивая философия, которая очень дорогого стоит, и перекликается с нашим временем, особенно с войной на Кавказе, с натянутыми отношениями с соседями в Средней Азии. Живет в таком мире, что ужас. Эта пьеса затрагивает многие вопросы, в том числе отношения Восток-Запад. Но пока этот проект не может осуществиться – актеров не хватает.
И планов громадье. Хочется и того и этого поставить. Хочется сыграть, но больше, все-таки – поставить.
- Как вы ведете отбор пьес? Что в них должно быть?
- На этот вопрос никто не ответит внятно. Должно что-то затронуть. Бывают пьесы знаменитые, но они меня не трогают. Меня всегда привлекало романтическое направление в театре, которое дает какую-то надежду. Романтики – это же большие оптимисты. Даже через смерть главного героя стремиться к какому-то жизнеутверждающему началу.
- Как вы поучили звание заслуженного артиста Российской Федерации?
- За ряд работ в Бийском драматическом театре. Был прекрасные спектакли «Любовь до гроба», «Левша» - музыкальный. И «Чайка». Оценили мои актерские работы.
- И напоследок…
- Еще раз хочу сказать, что я благодарен ирбитскому зрителю. Театр любят, в театр ходят. Сейчас настали тяжелые времена. Лишняя копейка на счету. Мы тоже затянем поясок потуже. Хотелось бы, чтобы зритель нас не покидал. Все театральные коллективы, посетившие этот зал, с удовольствием отзывались о зрителе. Они подчеркивали, что в Ирбите особый зритель.

Беседовала Светлана Уралова

Справка:
Балиев Сергей Артемович режиссер-постановщик и актер Ирбитского драматического театра родился в феврале 1959 года. Окончил Новосибирское театральное училище.
Сценография в Ирбитском драматическом театре:
«Иван – Новый год»
«Последняя женщина Дон Жуана»
«Все мыши любят сыр»
«Принцесса Джин-Джинар»
«Заяц и браконьеры»
«Шутки шутками»
«Маленькая фея»
«Морозко»
«Винни Пух идет на охоту»
«Сказка о храбром таракашечке»
«Зверь»
«Декамерон»
«Цветочный перекресток»
«Милая моя лгунья»