Слава Труду?

Слава Труду?
10 мая 2024
Почему традиционный первомайский лозунг «Слава труду!» теперь воспринимается как первоапрельская шутка? Почему молодёжь не хочет приобретать рабочие профессии? Да разве только молодёжь? На эти и подобные вопросы вы не услышите ответ от российских телевизионных экспертов, не прочитаете в «Вашингтон пост» или «Жэньминь жибао»…
Во-первых, хотелось бы заметить, что «дефицита рабочих кадров» как такового нет. Ведь при нынешних мизерных объёмах производства и нынешнем уровне механизации и автоматизации труда этих самых «рабочих кадров» нужно не так уж и много. Зато есть непомерно раздутый управленческий аппарат. Мы то дело слышим о «создании социальных лифтов», «формировании новой элиты общества», как будто политики и чиновники могут заменить всех остальных. Поэтому и падает престиж не только рабочих профессий, но профессий врача, учителя, инженера.
Во-вторых, в советском обществе было принято получать одну профессию на всю жизнь, хотя удавалось это далеко не всем. А может ли сейчас кто-то гарантировать, что какая-то профессия окажется востребованной и спустя десятилетия? За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить, сколько в наше время наплодили экономистов и юристов. И если допустить, что колледжи и политехникумы завтра всё же смогут наштамповать токарей и сантехников, то понятно, что послезавтра эта орава станет никому не нужна, как не нужна сегодня орава экономистов и юристов.
В-третьих, мастерство – это не только набор теоретических знаний и практических навыков, но и жизненный и производственный опыт. Можно поставить вчерашнего школьника за станок и рассчитывать, что со временем он вырастет в мастера своего дела. Но наивно полагать, что человек, всю жизнь проходивший в учениках и подмастерьях в какой-нибудь кустарной мастерской поднимется к высотам мастерства. А крупных предприятий с массовым производством, где рабочий сможет постепенно набрать нужный опыт, знания и умения у нас осталось не так много.
И, наконец, давайте вспомним, что в Советском Союзе действовала всесторонняя программа трудового воспитания и профессиональной ориентации. В неё входили не только уроки труда, но шефство предприятий над школами, экскурсии на различные производства, работа на заводах и фабриках в каникулы. Но и эта программа то и дело пробуксовывала – чуть ли не на каждом углу висели объявления: «Требуются. Требуются, Требуются». В принципе, эту систему можно возродить и в нынешних условиях административно-командными методами. Но вряд ли она будет работать в современных условиях, и уж точно – если и даст отдачу, то спустя долгие годы.
Но всё, что сказано выше, можно считать лишь частными проявлениями одной общей закономерности. Когда начинались экономические и политические преобразования в нашей стране, то их стержнем был антикоммунизм и антисоветизм. Рынок, демократия, права человека, национальный суверенитет и так далее – были не конечными целями реформ, а лишь способом, лишь инструментом для разрушения ненавистного советского общества. По замыслам «прорабов перестройки» и «архитекторов реформ» на смену рабочему классу как основе общества должен был прийти так называемый «средний класс». А со временем появилось и другое определение – «квалифицированный потребитель».
Хотелось бы сказать, что мастера своего дела в полной мере  может оценить только тот, кто сам добился каких-то высот (пусть даже в совершенно другой области). То есть, другой мастер. «Квалифицированному потребителю», напротив, рабочий класс совершено не интересен и не нужен. Таким образом, рассчитывать на то, что в современном обществе вдруг вырастет престиж рабочих профессий, не приходится.
Вадим Буланов



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений