Бешеный «креатив» по Островскому

Бешеный «креатив» по Островскому
22 Февраля 2015
Одно из ранних названий этой пьесы Островского – «Не всё то золото, что блестит». Перефразируя классика, впору сказать по поводу последней премьеры в Ирбитской драме: «Не всё то золото, что объявляется театральными новациями».
Постановки новых спек¬таклей всегда были и остаются индикаторами творческого состояния любого театра. По тому, что и как представляет труппа на суд зрителей, можно судить о её «здоровье», творческом потенциале и перспективах. Ирбитский театр драмы им. Островского представил в этом сезоне… Островского. Символично. Красиво. Вот только судя по тому, с чем пришлось столкнуться зрителям, состояние одного из старейших на Среднем Урале театров сегодня сложно охарактеризовать даже как «нормальное».
Хотя начиналось всё вполне многообещающе. Событие могло стать поистине знаковым, хотя бы потому, что предыдущий сезон театра, впервые за долгие годы, оказался практически «постным» – ни одной полноценной постановки для взрослого зрителя. А тут на ирбитскую сцену после многолетнего перерыва возвращалась русская классика – «Бешеные деньги» Островского.
Социальный заказ от педагогов города на постановку спектакля по программному произведению из школьного курса литературы поступил ещё пару лет назад. И всё это время в городе неоднократно мелькала информация, что классика вот-вот появится на ирбитской сцене. Понятно, что в подобной ситуации интерес к премьере был высок, а зритель, пришедший в зал, ожидал настоящих открытий и сюрпризов.
Сюрпризы начались ещё до открытия занавеса: на сцену, приветствуя зрителей, вышел режиссёр-постановщик спектакля Леван Допуа и, отметив, что премьеру изначально планировалось представить на суд зрителей под занавес ещё предыдущего сезона, особо посетовал: постановка далась коллективу тяжело. Работа, мол, продолжалась более восьми месяцев, но всех проблем решить не удалось. В частности, рассказывал режиссёр, уже в день премьеры пришлось вновь искать решение в оформлении спектакля (!), так как в последний момент из строя вышел сценический круг.
Предполагаю, что даже действующий круг в этот день спектакль бы не спас. Постановка смотрелась собранной на скорую руку и откровенно «сырой». Первое, что обратило на себя внимание после открытия занавеса, – убогое (мягче не скажешь) оформление сценического пространства. Остаётся только догадываться, каков был вклад в работу над постановкой указанного в программке художника-постановщика. Если честно, при взгляде на «сценическое оформление» складывалось впечатление, что создавался спектакль без оного специалиста. В прежние годы постановки Ирбитской драмы всегда отличались интересной, «играющей» сценографией, а посему такое оформление Островского смотрелось как «высочайший» непрофессионализм. Собранные с миру по нитке, из спектаклей предыдущих сезонов, декорации не только не выполняли сценической задачи – они порой просто нарушали контекст и атмосферу происходящего.
То же касается и костюмов. Образ главного героя Саввы Василькова превратился в откровенно карикатурный типаж туриста-шестидесятника (чего стоит одна только борода, сделанная из… шерстяной пряжи!). Недообраз представителя современного бизнес-сообщества не оставил зрителю шансов воспринять данного героя всерьёз.
Режиссёр вообще серьёзно (и произвольно) откорректировал характерные черты персонажей Островского, добавив всем нелогичной с точки зрения развития сюжета простоты. Это касается и Глумова, и Кучумова – последнего, кстати, талантливо сыграл Сергей Пушов. Вообще, актёры Ирбитской драмы, даже в этих обстоятельствах, как-то с Островским справились. Порой были даже органичны. Хочется отметить игру молодой актрисы Ксении Скворцовой в образе Лидии, работу Оксаны Ивановой (Чебоксарова), Тимофея Назарова (Телятев). Хотя кое-кого из актёров просто не хватило на оправдание режиссёрских манипуляций. Главный персонаж – Савва Васильков (Виталий Сторожилов) к концу действия попросту превратился в статиста, подающего партнёрам реплики.
Словом, ожиданий постановка не оправдала. Режиссёрские идеи так и остались на уровне витающих в воздухе. Вывод, к сожалению, напрашивается: режиссёру ирбитского драмтеатра ещё рано браться за подобные эксперименты с классикой. Воплощение на сцене столь актуального сегодня Островского требует большего, нежели вульгарное режиссёрское «А не замахнуться ли нам?…».
«Областная газета»