Театральный конфликт

Театральный конфликт
21 Апреля 2014
С большим огорчением ознакомилась с открытым письмом коллектива Ирбитского театра Министру культуры Свердловской области П.В. Крекову, председателю Свердловского отделения СТД, заслуженному работнику культуры РФ М.В. Сафронову, директору МБУК «Ирбитский драматический театр им. А.Н. Островского» В.А. Моору, начальнику управления культуры, физической культуры и спорта г. Ирбита И. В. Красновой, главе МО г. Ирбит Г.А.Агафонову.
Хотя в числе адресатов письма значится фамилия В.А. Моора, по существу оно направлено в защиту именно этого руководителя и человека, ибо касается конфликтной ситуации, возникшей из-за грубого, неуважительного поведения по отношению к нему и другим работникам театра со стороны недавно пришедшего в коллектив главного режиссера Л. Допуа. В вину Л. Допуа вменяется хамство, словесная невыдержанность, неумение контактировать с людьми, что, как значится в письме, привело к нарушению связей театра со зрителями, местной прессой («прекращены все контакты с местными СМИ»). Срываются рабочие планы театра — на производственном совещании 20.03. 2014 г. Л.Допуа публично заявил об отказе работать над планами постановок, что было зафиксировано в протоколе совещания. При этом, как сообщают работники театра, городское управление культуры приняло достаточно странное и, как мне кажется, скоропалительное решение — уволить директора и объявить открытый конкурс на замещение этой вакантной должности.
Можно бы было не вмешиваться в ситуацию со стороны, если бы не принципиальный характер конфликта, неоднократно возникавшего и возникающего в нынешних условиях работы театральных учреждений России. Вмешаться побуждает и необходимость более бережного отношения к опытным, талантливым творческим людям, благодаря которым наше театральное искусство, преодолевая социальные бури, все же находится на плаву.
Сказанное особенно актуально для театров небольших городов, так называемой «глубинки», каким является и Ирбитский театр. В этом городе, творческую среду которого я наблюдаю на протяжении довольно большого периода времени, есть счастливое сообщество интеллигентов, создающий его особый, достойный уважения духовный статус. К этому замечательному сообществу относится и В.А. Моор, с 1981 года — главный художник театра, а на протяжении последнего десятка лет еще и его директор.
Уроженец Башкирии, выпускник Свердловского художественного училища им И.И. Шадра, член Союза художников России, он более 30 лет оформляет спектакли Ирбитского театра, куда пришел в 1979 году. Многократно как высококлассный специалист приглашался для оформления работ в другие театры России (Екатеринбург, Омск, Рязань, Курган, Оренбург, Златоуст и т.д.). Можно без преувеличения сказать, что другого художника столь высокой культуры в театрах городов Среднего Урала нет. В.А Моор тонко чувствует драматургическую классику и «видит» историческую среду (спектакли «На бойком месте», «Гроза», «Не все коту масленица» по А. Островскому, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера). А какой неповторимый мир, наполненный современной символикой и тонким психологизмом создает художник в спектакле «Корабль дураков» по пьесе Николая Коляды!
Мастер чуток к современному театральному языку. Его искусство развивается вместе с миром вокруг и духовными вызовами сегодняшнего дня.
Не посадил Виктор Александрович на рифы ирбитский театральный корабль и как директор старейшего театра Урала. Ведь профессиональные театральные представления систематически проходят здесь, начиная с 1846 года, а летоисчисление сегодняшней театральной труппы ведется с 1920 года. Виктор Моор помнит об этих цифрах и гордится ими, в чем я имела возможность убедиться лично, работая несколько лет назад над монографией «На ирбитских подмостках» (Екатеринбург, 2011 год).
Что, если не любовь к своему делу и к своему театру, могло заставить В.А. Моора героически провести период ремонта и реконструкции здания театра после пожара 1990-х годов, суметь в трудных условиях нынешнего существования содержать его ухоженным, приветливым, праздничным.
В.А. Моор ищет пути расширения гастрольной деятельности, воплотил в жизнь ряд интересных, престижных для города проектов. В частности, на ежегодном областном конкурсе театральных работ «Браво!» награжден как лучший проект родившийся и успешно проводимый в Ирбите фестиваль «На ирбитских подмостках». Недавно к нему прибавился еще и фестиваль спектаклей для детей.
В сложившейся ситуации выход, я полагаю, один — постараться Л. Допуа найти общий язык с директором. Это пошло бы на пользу и его собственному творческому росту. Критики СТД, смотревшие спектакли Л. Допуа, единодушны во мнении — пока молодому амбициозному режиссеру похвастать особенно нечем. Эксперты не рекомендовали ни один из поставленных им спектаклей к показу на фестивале «Браво!», и это серьезный повод задуматься для ирбитских руководителей. Тем более, что пытаться найти другого директора с помощью конкурса — путь явно проблематичный. Условия жизни и работы в Ирбите, как говорится, не медом мазаны.
Мне кажется, что, решая этот вопрос, куда полезнее оглянуться на положительный опыт, накопленный в других театрах области. Скажем, в каменск-уральском драматическом театре «Драма номер три». Нынешний его творческий руководитель Людмила Матис, до этого руководившая детским любительским театром, пошла по пути приглашения на постановки талантливых молодых режиссеров «со стороны». В частности, из Москвы. Результат — успех на фестивале «Браво!», успешный показ в Москве и за рубежом.
Подобной схемы придерживается, кстати, и екатеринбургский частный театр «Волхонка», к которому проявляется стойкий зрительский интерес. Опираясь на крепкого менеджера, сейчас работают многие театры страны. Выбор организационной схемы зависит от конкретных условий и расстановки сил.
Разрушать всегда легче, чем создавать. Хочется верить, что в Ирбите не наломают дров, а решат вопрос взвешенно и разумно, а также найдут возможность реальной помощи театру. Конкретной и созидательной.

Юлия МАТАФОНОВА, театральный критик, член Союза театральных деятелей, заслуженный работник культуры РФ.
14.04. 2014.