Я стал нервным...
1 марта 2003

Город Ирбит Свердловской области - не лучше и не хуже других средних российских пятидесятитысячников. Был градообразующий мотозавод, выпускавший сотни тысяч мотоциклов "Урал" в год - сейчас он дает тысячу. Есть еще несколько предприятий, некоторые из них даже работают. В общем, все, как везде - кроме пары обстоятельств.

СТРАДАНИЯ
Руководит Ирбитом человек от партии "Яблоко" - Григорий Шатравка. На посту он с 90-го года, в 96-м ушел было на покой, но в прошлом году в мэрское кресло вернулся. И невзирая на принадлежность к всячески защищающей свободу слова партии, Григорий Семенович хочет выгнать из города редактора оппозиционной газеты "Восход" Валентина Живулина - за критику в адрес своей администрации. Во всяком случае, именно такая информация прошла недавно по лентам информагентств.

Приехав в Ирбит, корреспондент "МН" выяснил три момента. Первое: газета "Восход" оказалась не оппозиционной, а, наоборот, учрежденной администрацией города Ирбита. Второе: по этой причине и критики в ней никакой нет. Третье: Живулин там уже не редактор с октября прошлого года.
Короче, эти факты не подтвердились. Зато появились другие - еще более интересные. А именно: мэр Григорий Шатравка (действительно "Яблоко") подал в суд на учрежденную мэрией газету "Восход" и уже упомянутого Живулина.
Суть в следующем: в январе 2001-го единственная ирбитская газета, редактируемая Валентином Живулиным, активно участвовала в предвыборной кампании мэра города. Естественно, печатала материалы кандидатов - в том числе и противников Шатравки. Так было и в номере от 12 января - последнем перед голосованием. Некоторые из статей этого номера причинили Григорию Семеновичу нравственные страдания; по крайней мере, об этом говорит его исковое заявление против газеты "Восход" и Валентина Живулина лично. Кроме того, мэр Шатравка "очень сильно переживал, стал нервным, потерял сон, поднялось давление".
И так - десять месяцев. Именно столько избранный глава Ирбита мучил себя перед тем, как в ноябре 2001-го подать в Ирбитский же суд - с требованием взыскать с подведомственной редакции 20 000 рублей. К тому времени Живулин уже успел уйти с поста главного редактора "Восхода" - но "личный" иск в 10 000 рублей настиг и его.
Итого: глава Ирбита Григорий Шатравка требует тридцать тысяч. Большую часть - из редакционной, то бишь во многом муниципальной казны. В свою пользу.

АУДИЕНЦИЯ
Глава Ирбита не мог понять, зачем я приехал в его город:
- Вам все сенсаций подавай... В Интернете вообще про меня печатают черт-те что: якобы Шатравка собрал совещание и предложил одной из деревень района вернуть историческое название П...дянкино, - неожиданно начал разговор Григорий Шатравка. - Оборзели до потери пульса; врут все. Да и не мог я ничего подобного сделать: районом ведь районная администрация командует. Кстати, и Живулин в районе живет, под Ирбитом - как это я могу его из города выгнать?
Понятие "административный ресурс" Григорию Семеновичу незнакомо:
- Суд у нас независимый, давления никакого быть не может. Свобода прессы, да... Когда я убирал заворовавшегося и завравшегося редактора местного телевидения, вся область сбежалась. Да, выгнал, потому что дерьмо! И воровала эта редакторша, и работала плохо: примитив один в эфире. Вот и газету "Восход" хотел на путь истинный наставить, чтобы тираж не теряли: совсем пустая, сплетни да разводы, а про деятельность города - ничего... Так Живулин сам ушел, и слава Богу. Мы предприятия подымаем, останавливаться не собираемся: Явлинский в начале месяца приезжал, по мотозаводу обещал помочь. Не хочет Живулин писать правду о тех, кто активно на благо города работает, - так пусть не мешает.

"ПРАВДУ ПИСАТЬ НАДО!"
На свой суд с газетой "Восход" мэр Шатравка приехал в мрачном расположении духа:
- Правду писать надо, правду. А вы всякую пакость пишете!
- Ну как же, Григорий Семенович, посмотрите: у нас же три полосы в том номере за вас, - не понимал ситуацию ответственный секретарь "Восхода" Александр Коркин, представляющий на процессе редакцию. - А от вашего конкурента - две всего...
В ответ Григорий Шатравка, не слишком стесняясь выражений , объяснил Александру Федоровичу политику исполнительной власти Ирбита по отношению к учрежденной ею прессе. В переводе на русский - "разогнать вас всех и новых набрать".
- А кто тогда работать будет? - заметил Коркин. - Вы же учредитель, а за прошлый год газета от мэрии только тысячу рублей получила. Если суд выиграете, то всю нашу месячную зарплату заберете.
- Потому что правду не пишете, - был непреклонен Шатравка. В ожидании торжества правды я решил засвидетельствовать свое почтение судье Галине Шишкиной, которая как раз появилась в кабинете: "Здравствуйте, можно ли на процессе присутствовать?"
- Здравствуйте, нежелательно, - ответила судейская женщина.
- Так ведь открытый процесс...
- Ну, все равно нежелательно. Кстати, заседание переносится: ответчик Живулин не пришел. До свидания!

ВСЕ ПО ПОЛИТЕСУ
Ответчик Валентин Живулин в журналистику пришел извилистым путем. Некогда третий секретарь Ирбитского райкома КПСС (по идеологии), Валентин Александрович создал на мотозаводе кабельное ТВ, потом директорствовал в краеведческом музее, а через несколько лет и до главного редактора "Восхода" дослужился.
- С Шатравкой мы как раз на кабельном пересеклись: вызвал меня и предложил быть своим пресс-секретарем. Пошел я к нему в 94-м на двести рублей, два года работал.
Живулин рассчитывал, что и предвыборную кампанию 96-го года Григорий Шатравка доверит ему, но мэр решил вызвать екатеринбургскую бригаду политтехнологов. Валентин не обиделся - но выводы сделал:
- Раз доверия к нам нет, раз мы сиволапые такие - ну и стал я потихонечку отходить от кампании...
После этого, правда, в руках противников Шатравки появились интересные финансовые документы, связанные с заключением договора с екатеринбуржцами - из-за чего, как говорят в городе, Григорий Семенович мэром в очередной раз и не стал. Но Живулин свое участие в этом предвыборном "сливе" отрицает:
- Восемь раз после этого мы с Шатравкой встречались: не здоровался он со мной ни разу. То есть я кивал, конечно - я старшим привык кивать, - а он не отвечал... Ну ладно, прошло время - и началась прошлогодняя мэрская кампания. Да, за нее меня вместе с газетой и судят. Кстати, не могу понять, за что: все тогда по политесу было. Работал и с Шатравкой, и с его оппонентом Бусыгиным, ставил материалы кандидатов рядом. Что это, нечестный пиар?

ЧЕСТНЫЙ ИРБИТСКИЙ ПИАР
Передо мной - тот самый предвыборный номер газеты "Восход" (12 января 2001 года), ставший в середине 2002 года объектом судебного разбирательства. Судится Шатравка из-за нескольких публикаций; среди них - призыв главы правительства Свердловской области Воробьева поддержать противника Шатравки Владимира Бусыгина. Оказалось, что такую статью Воробьев не писал; Живулин промашку признает:
- Принесли бусыгинцы материал в конце дня - я и поставил. Потом объяснялся с правительством - там решили, что я не преступник: не с неба материал упал, не Живулин его выдумал. Зачем свою редакцию мэр засудить хочет? Вообще мы очень профессионально тогда работали...
Профессионализм в предвыборном "Восходе" - налицо. Например, слева стоит заявление горкома КПРФ в пользу Владимира Бусыгина; дословно - "давайте выберем человека, который не хвастает, не обещает, потому что он скромный, внимательный к людям, который молодой и перспективный". Справа - аналогичный документ штаба Григория Шатравки: оказывается, что и его хочет видеть на посту главы Ирбита местный комитет КПРФ...
В остальном же ирбитский пиар бел и пушист. И Александр Коркин прав: правды в "Восходе" гораздо больше. Вот ветеран труда Волков С. П. на странице номер пять рекомендует переименовать заасфальтированную мэром "улицу Карла Маркса в улицу имени Г. С. Шатравки, ибо Карл в Ирбите не бывал, а Григорий Семенович многое сделал для города в целом и этой улицы в частности". Просто и безыскусно. А все искусное - на закуску, на шестой предвыборной странице "Восхода":
"Как непросто избирателям выбор правильный избрать, на примере двух приятелей есть возможность описать".
Поэтическое творение рассказывает нам о диалоге этих самых приятелей. Первый - за перемены: "Кандидату в мэры города предпочтение отдать я готовый В. Бусыгину". Однако не тут-то было.
"Тут второй приятель высказал все сомнения свои: обещания от возможностей различать уметь должны... Вот Шатравка - мэр испытанный", - указывается устами второго приятеля. "Прошлым опытом богат. Он на деле может выполнить, а не только обещать. Не хватило только времени для того, чтобы ввести в строй объект с водицей доброю и закончить водовод".
На инаугурации, по воспоминаниям присутствовавших, мэр Шатравка призвал забыть все перипетии избирательной кампании и начать нормально работать. Видимо, тогда Григорий Семенович еще не был нервным и нравственно не страдал. А потом началась нормальная работа: водовод, правда, еще в город не пробился - но судебный процесс пошел.

НАЗНАЧЕН ОППОЗИЦИОНЕРОМ
Так что, Валентин Живулин нынче - штатный ирбитский вольнодумец. По телефону ему действительно время от времени намекают: чем скорее он уберется из города, тем будет лучше. Валентин Александрович уверен, что мэр Шатравка к этому причастен:
- Мне люди сказали, как он в сердцах выразил желание убрать меня отсюда. Я, честно говоря, удивлен: если ты политик такого уровня, то и действуй политически. Вытесняй, выживай меня потихоньку, без лишних слов.
- И в этом случае вы бы вытеснились? - поинтересовался я.
- Жизнь - штука гибкая, - неопределенно ответил Живулин. - А так мне придется бороться до конца.
Так - на ровном месте - зарождается то, что принято называть "оппозицией действующей власти". Столь же нравственная и высокопрофессиональная, как и породившая ее власть.

Ирбит - Москва
Юрий Васильев "Московские новости" № 17 2002




Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений