Замолвите слово...
19 Октября 2004
«Здравый смысл мы находим лишь у тех, кто с нами согласен» Ларошфуко
Вообще-то, изначально все конференции: научные, партийные и так далее, организовывались и проводились с благой целью: обозначить дальнейшие пути развития, выявить проблемы, мешающие этому процессу и найти совместными усилиями эффективный метод борьбы с ними. Сегодняшние конференции ограничиваются отчетным докладом и награждением лучших работников почетной грамотой. Иногда, в целях большей наполняемости зала, в конце проводится бесплатный концерт. В качестве поставленной галочки может такие конференции и нужны, но полезны ли они, вот в чем вопрос?
То, что с культурой в целом у нас в городе более-менее все благополучно, мы догадываемся. Догадываемся, что это благополучие все больше зиждется на горячем энтузиазме и энных суммах почитателей таланта, а то и обязательным взносом, по убедительной просьбе Управления культуры и главы города, спонсоров. Но если концерт еще как-то можно провести малой суммой и большим желанием, то содержание театра этим не заткнешь. Театру нужно жить и развиваться. На это надо много денег и те, озвученные на конференции в мажорном тоне три миллиона, сегодня явно недостаточны.
Да и дирекция театра их в глаза никогда не видела и руками не щупала. На сегодня, по словам директора А.Г. Матушкина, счет театра закрыт. Деньги поступают через финансовое управление города только на зарплату и коммуналку. На постановку спектаклей деньги надо искать самим. Но об этом почему-то на конференции не было сказано ни слова. Зато прозвучало, что театр стал самоокупаемым, и то благодаря огромным усилиям главы города Григория Семеновича Шатравки. За что ему искреннее спасибо – театр в городе есть! Мало того, 23-24 октября состоится открытие 159-го, предъюбилейного театрального сезона, к которому готовится премьера спектакля по пьесе А. Дударева «Порог».
Но за блеском премьеры стоит нищета и безысходность будущего театра, о которых все знают, но почему-то делают вид, что ничего страшного в этом нет. Город, проявивший в свое время настойчивость, благородство и мудрость, сейчас не знает, что с театром и его проблемами делать. А может, и не хочет ничего делать?
Руководство театра уже не один год обивает пороги городской мэрии и Управления культуры с просьбой выделить им транспорт для проведения гастролей. Имеющийся сейчас в их распоряжении автобус до того стар, что можно по пальцам сосчитать дни, когда он благополучно доставлял артистов с декорациями до места проведения гастролей. Обычно же артисты помногу часов стоят на обочине, дожидаясь окончания ремонта, или же на попутных машинах возвращаются обратно в город. В результате гастроли срываются, зритель не видит спектакль, а театр не зарабатывает денег, о которых так часто любит повторять Григорий Семенович, на свое дальнейшее развитие.
Итак, впереди премьера, на которую уже сейчас лежат на столе директора 120 приглашений почетным гостям, коими являются глава города, его ближайшие соратники, директора и руководители всех рангов. Все приглашенные, люди небедные и вполне могли бы сами купить билет, не ущемляя себя в деньгах. Но ведь – премьера! А премьера, это шик. Хотя неловко при такой-то бедности быть столь щедрыми. Но видимо, крепка еще старая закваска, когда дирекция театра приглашала в почетные ложи меценатов, которые в свою очередь устраивали пышные бенефисы артистам и давали безбедную жизнь театру. Сегодня, на выдаваемые городом деньги ежемесячно: 200 тысяч на зарплату артистам, по неполных 2 тысячи на каждого, включая ставку главного режиссера, трудно жить безбедно. Одно благо, что с 2002 года зарплату стали получать стабильно, раньше и эти деньги ждали по полгода и больше. Труппа из 36 актеров сократилась до 12 человек. Сегодня уходят из театра молодые актеры, просто потому, что на эту мизерную зарплату артисту нужно как-то и где-то жить. Остаются те, кому некуда идти из профессии. Или фанатики своего дела. На сегодня главный режиссер театра вынужден ставить спектакли с учетом действующих артистов! А директор театра сокрушается, что в труппе нет молодого героя и молодой героини. И нет уверенности, что на такую зарплату они появятся, а это значит, что увидеть спектакль Ромео и Джульетта на сцене Ирбитского театра нам не придется.
Для сравнения: муниципальный театр драмы в городе Екатеринбурге выплачивает начинающему артисту жалованье в размере 4-5 тысяч рублей. Артисту со званием и проработавшему более пяти лет положено жалованье в 9 тысяч рублей. Театр делает доходные гастроли и привлекает маститых драматургов…
По словам директора Анатолия Григорьевича, чтобы театру сегодня выжить, ему необходимо в год ставить по 15-16 разно жанровых спектаклей. Но реалии таковы, что театр драмы города Ирбита не имеет возможности приобрести даже прав у драматургов на постановку спектакля, если даже и будет ставить его своими силами. На просьбы театра приходят письменные уведомления драматургов об отказе, по причине его неплатежеспособности. А театру так нужна хорошая пьеса, которую зритель захотел бы смотреть! Достаточно сказать, что совсем скоро у старейшей актрисы Зои Петренковой юбилей и есть пьеса «Афинские вечера», которая прекрасно подходит для сценического характера актрисы. Но пока это под большим вопросом, так как сейчас нет 20 тысяч, чтоб выкупить у драматурга право ее постановки на сцене Ирбитского театра. Вот и получается, что спектакль «Банкрот» был показан в городе 13 раз, а в зале находилось, в лучшем случае, 50 зрителей. Даже на день рождения театра – 1 февраля – пришло немного зрителей, вероятно, самых истинных ценителей театра. А, что касается самоокупаемости, то на сегодня быстро окупаются только детские спектакли, взрослые - в течении 3-4 лет… Но деньги-то нужны сейчас!
Уважая правду, надо все-таки сказать, что театр скорее жив, чем мертв. Идет работа, ставятся спектакли. В прошлом году, на просмотры спектаклей приезжали маститые критики, которые дали хорошую профессиональную оценку режиссерской работе и мастерству актеров. В прошедшем театральном сезоне театром заслуженно была получена премия «Браво». 27 октября в городе Верхний Уфалей будет проходить театральный фестиваль, на который, чтоб попасть на него, администрацией театра были оформлены все необходимые документы, и получено приглашение. Театры, занявшие два первых места, поедут на фестиваль в Москву. Где наш старейший театр мог сделать рекламу, прежде всего городу Ирбиту.
Мог бы, но не сделает. Нет 45 тысяч рублей у театра на поездку, а глава города на конференции отнял и последнюю надежду, твердо сказав, что деньги в городской казне на таковые поездки не предусмотрены. Кто-то, услышав искомую сумму, ахает, кто-то усмехается, но, по словам директора театра А.Г. Матушкина, денег никто не дает. Что, в Ирбите спонсоры перевелись? Ну, хоть тогда пусть научат, как заработать деньги. Глава, на любую денежную просьбу, все равно всех к спонсорам посылает.
Но, пока суд да дело, театр работает себе в убыток. Может, зря городская власть старалась сохранить театр. По большому счету, он оказался не нужен. Более 20 лет театр в городе не работал, ну и что, кто от этого заболел или не дай бог, умер? Целое поколение уже выросло без потребности ходить в театр. Мы разучились ходить на спектакли, и нам лень учиться вновь. А душевная лень намного страшней физической лени. Сейчас школьников, конечно, с самыми благими намерениями, строят классами и отправляют в театр. Считается, что это делается для развития гармоничной личности школьника. Не беда, что бедные артисты безнадежно силятся перекричать юного зрителя и порой становятся объектом насмешек и издевательских реплик. Зато в отчете школы поставлена очередная галочка проведения внеклассной работы.
Может, как раз на конференции и нужно было бы обсудить эти вопросы. Тем более они подходят под статью культурного развития подрастающего поколения. Но из доклада Ирины Витальевны мы лишь узнаем о том, что элитная молодежь у нас есть. Созданы молодежные хореографические и хоровые студии. Дети учатся правильно рисовать и музицировать… Несомненно, при этом задействована какая-то часть души. Но, почему-то забывается, что гармонично развитой человек должен разбираться во всем, в том числе и в театральном искусстве. «Только в театре, посредством прекрасной игры актера можно прочувствовать радость или трагедию человека и всего человечества. Понять загадку его перевоплощения и перевоплотиться самому» - писал Антон Павлович Чехов. Сегодня в городе есть детская театральная студия. Единственная, но она есть.
Но проблема отсутствия необходимых денег висит над театром дамокловым мечом. Уже сейчас ясно, что театру трудно быть на дотации городского бюджета, в котором денег не хватает ни на что. Может, все же решиться и отдать театр на откуп Восточному округу? Есть же опыт других городов.
Тогда театр мог бы работать по контрактам с каждым городом округа, выполняя их самые заветные пожелания, а те в свою очередь содержали бы его. Тогда и спектакли станут проходить при аншлагах, а люди будут спрашивать друг у друга лишний билетик.
Елена Абрамова