Человек-музей, или Ирбитский Мейер-Грефе

Человек-музей, или Ирбитский Мейер-Грефе
18 Мая 2009
У директора ИГМИИ жаркие денечки - это и понятно, юбилей…
На рабочем столе среди пирамид из книг, каталогов, рукописей, день ото дня увеличивается количество поздравлений: от коллег-музейщиков, от коллекционеров, из Реставрационного центра им.И.Э.Грабаря, от директоров Русского музея - В.А.Гусева и Государственного Эрмитажа - М.Б.Пиотровского, от В.В.Жириновского…Прочитав очередной панегирик, Валерий Андреевич вновь возвращается к макету будущего каталога «Мир Николая Гоголя», который должен выйти в Международный день Музеев 18 мая.

22 мая 1949 года в польском городе Швейдница погода ознаменовала себя небывалой грозой и ливнем. В этот день, промокший до нитки, Андрей Карпов на мотоцикле мчался к родильному дому, чтобы увидеть жену Полину и новорожденного сына Валерия.
Была ли та гроза знаком судьбы – никто тогда не задумался. Но человек этот - Валерий Андреевич Карпов, спустя 60 лет отмечает свой юбилей в уральском городе Ирбите, прославив своими деяниями, о которых вот уже почти 40 лет судачат, обсуждают, спорят, удивляются, негодуют, восхищаются и восхваляют и не верят… своим глазам, даже видя, что в городе три здания музея. Но все издания от многотиражки до всемирной паутины сознаются в том, что Ирбитский музей, созданный Валерием Карповым уникальный, с бесценной коллекцией. Весь художественный мир знает его как основателя и директора и как признанного специалиста, прекрасного знатока западноевропейской и отечественной графики, последовательного и взыскательного в своих поисках собирателя.
Вернемся к заголовку, сравнивая его с Мейер-Грефе (1867-1935). Критик и историк искусства, немец по происхождению, он всю жизнь занимался изучением и пропагандой французских импрессионистов.
Наш Карпов, едва сняв пионерскую пилотку с кисточкой, по которой его примечали в Малиновке, уже решил посвятить себя мировому искусству. В школе он неплохо рисовал, но уже тогда мог критически оценить свой талант и выбрал строительство музейного дела в родном городе, который не имел хоть каких-то традиций в области искусства, здесь не работали известные мастера, книги по искусству были редкостью. Конечно, у него могла сложиться жизнь по-иному. Но амбиции и планка были изначально поставлены так высоко, что и сегодня говорить о завершении карьеры рано.
37 лет прошли в борьбе, в поиске верного направления, в конечном счете, в доказательствах того, что реально было в маленьком уральском городке Ирбите создать уникальный в своем роде музей гравюры и рисунка с хронологическими рамками XV-XX века, включающий произведения всех мировых школ. Сегодня редкий специалист не был здесь и не знает Валерия Андреевича, человека в музейном мире столь же легендарного, как и его собрание мировых шедевров. Удачливый добытчик и знаток легендарных раритетов, динамичный в планах и их реализации, «трудоголик» – все это признанный ныне в художественном мире специалист и прекрасный знаток графики. Сегодня уже никто не оспаривает право Ирбитского музея на художественный и методический центр для музеев уральского региона и Сибири в области графики.
Как же такое стало возможно? Как произведения художников мирового значения оказались в Ирбите? Не репродукции, не копии, а подлинные вещи! Музей собирает графику - гравюру и рисунок. В Ирбите хранятся несколько высококачественных полотен старых мастеров из окружения Рубенса, Ван Дейка, коллекция картин современных уральских художников. Но именно замечательное собрание графики выделило Ирбит из числа других провинциальных музеев, обеспечило ему особое место в культурной жизни России. В 1995 году его коллекция признана национальным достоянием общероссийского значения. Музеев, специализирующихся на графике, немного и за границей, крупнейшее из них собрание Альбертины в Вене.
В.А.Карпову удалось блестяще решить все самые неразрешимые проблемы современных музеев. Он нашел оригинальное «лицо» для своего музея, обеспечил постоянное финансирование, позволившее регулярно пополнять собрание и расширять экспозиционные площади, наладил регулярную выставочную деятельность за пределами музея, наконец, сформировал жизнеспособную инфраструктуру.
И сейчас, наблюдая его за работой, отдаю должное его проницательности как специалисту и тому неиссякаемому энтузиазму, с которым он продолжает начатое когда-то дело, практически в одиночку.
Создание уникальной коллекции – не единственный удел творчества В.А.Карпова. В музее очень высокий процент «работающих произведений». Выставочная и просветительская деятельность, научная и реставрационная работа на должном уровне и, конечно, издательская, которая в свою очередь убедительна и бесспорна в своем качестве благодаря десяткам каталогов, которые музей издает к каждой выставке. В оформлении и макетировании изданий за директором всегда последнее слово, а его профессиональный стиль, современное мышление теоретика и практика, всегда узнаваемы. Валерий Андреевич Карпов пишет статьи, дает интервью, читает лекции: он сумел найти собственные творческие ключи к тайнам высокого искусства минувших столетий и постичь устремления современников раскрыть эти тайны с помощью профессионального искусствоведения.
Титанический труд по спасению, сохранению и пропаганде сокровищ искусства единственного в стране Музея гравюры и рисунка в 1995 году достойно отмечен. В.А.Карпов удостоен звания Лауреата областной музейной Премии имени Е.О. Клера, в 2006 году ему присуждена Премия имени Г.С. Мосина, в 2000 году Екатеринбургская Академия искусств и художественных ремесел им. Демидовых избрала его Почетным членом Академии, в 2001 году присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» и в 2008 – «Заслуженный работник Республики Северная Осетия-Алания», в мае 2006 года присвоено звание «Почетного гражданина г.Ирбита». Казалось бы, признанный авторитет. А ирбитский феномен художественного происхождения еще предстоит разгадать.
Кто он, наш директор? Карпов – строитель музейного дела, собиратель и искусствовед-гравюровед, учитель ищущих и, между прочим, меломан.
Карпов живет делами своего детища по новой Концепции развития музея на 2007-2012 годы, живет, поражая всех размахом и смелостью замыслов, с уверенностью в возможности осуществления самых несбыточных, на первый взгляд, проектов.

Тамара Леонидова,
искусствовед, зам. директора ИГМИИ по науке