35 – срок зрелости

35 – срок зрелости
5 Января 2006
3 января 2007 года Ирбитскому музею изобразительных искусств исполнилось 35 лет. Но, чтобы праздник не затерялся в новогодней суете, директор музея В.А. Карпов принял решение перенести его на полтора месяца, чтобы совместить его с другой важной датой – 100-летием со дня рождения знаменитого уральского художника, удивительного художника-иллюстратора Екатерины Владимировны Гилевой (1907-2000).

График от Бога
Сама она родилась и росла в Ирбите. Именно здесь родился ее замечательный талант к рисованию. Мы и сейчас ходим мимо этого, в целом неприметного, дома № 1 по ул. Советской, где на втором этаже в одной из квартир прошли годы детства Екатерины Владимировны. Хотя нет среди нас, наверное, таких, чье детство не было украшено веселыми иллюстрациями к детским книжкам, иллюстрациями, выполненными рукой Екатерины Владимировны.
В этот день о ней вспоминали ее друзья и соратник по цеху. Известный уральский график, частый гость Ирбитского музея рассказа, что познакомился с Екатериной Владимировной в 1948 году. И помнит ее роскошной блондинкой, а вот Екатерина Владимировна, вспоминая об этой встрече говорила, что запомнила этого кудрявого мальчика. Виталий Волович говорил о ней как замечательном мастере – когда она рисовала тушью, то зачастую обходилась без карандашных набросков, а между тем, ее работы изобилуют тщательно прорисованными деталями. Поскольку она рисовала для детей, то именно они часто становились героями ее рисунков.
Екатерина Владимировна окончила Уральский художественно-промышленный техникум, отделение скульптуры. Преподавала в школах Алапаевка и Нижнего Тагила. Работала художником в газете « Тагильский рабочий с 1931 по 1935 год. С 1935 года жила в Свердловске, работала в качестве художника-иллюстратора и оформителя книг в издательствах Урала. Ею проиллюстрировано более ста книг с 1936 по 1966 годы. Уйдя на покой Екатерина Владимировна работала в станковой графике, преимущественно в акварели.
В экспозиции, собравшей лучшие работы Екатрины Владимировны, расположившейся в синем зале Музея Уральского искусства, немало акварельных рисунков. Всего же в музее хранится около четырехсот работ художницы. Как удалось собрать так много, спросите вы. Большую часть своего рабочего архива художница передала в музей сама. И это нельзя назвать случайной удачей музея. Художники видя, с каким скрупулезным вниманием здесь относятся к каждому экспонату, с удовольствием дарят свои полотна, листы музею, убежденные, что здесь он будут сохранены для потомков.
Но не просто о собирательстве думается директору музея. Было у него большое желание открыть в квартире, где жила маленькая Катя Гилева мемориальный музей. Работа эта непростая, пока задумка не осуществилась, но Валерий Андреевич надежды не теряет. За помощью он обратился к городской администрации. Глядишь, и появится в городе еще один музей.

Одержимость, в хорошем смысле
А дальше пришел черед директору музея принимать поздравления. 35 лет – юбилей не такой уж большой. Но когда окинешь взглядом всю историю музея искусств от выставочного зала, не имевшего ни одного экземпляра собственной коллекции, до музея, которому и трех зданий того и гляди будет мало, то понимаешь, что путь пройден немалый. И спокойным и ровным он не был. Каждое решение давалось большим усилием, личным вкладом каждого сотрудника, а в первую очередь самого директора В.А. Карпова. Именно он стоял у истоков создания Ирбитской коллекции, он и сейчас - у руля.
Поздравлений было много: и от признательных творцов-художников, и от коллег-музейщиков, и от соратников. В каждом звучали теплые слова, пожелания дальнейшего развития и успехов. Известный кинематографист Б.А. Шапиро сказал так: «Я люблю маленькие города. В них особая жизнь. Но Ирбиту повезло еще и тем, что в вашем городе есть такой человек <В.А. Карпов>. Он поразил меня даже не фанатизмом, а какой-то одержимостью в своем деле. Не даром министр Ветрова о нем сказал – с ним трудно, но он гениальный коллекционер».
Ближайшие планы музея на расширение экспозиции связаны, конечно, со знанием по ул. Революции. Здание, доставшееся после длительного забвения, практически представляло собой руину. Наружные стены полностью обновлены на 75 процентов. При этом Валерий Андреевич отмечает, что ремонт сделан не современным, а качественным старинным кирпичом. Заново выстроена внутренняя система планировки двух этажей. Сейчас здание получило новую крышу. К концу 2007 года планируется закончить все ремонтно-строительные работы, здание полностью сдать под ключ со всеми системами жизнеобеспечения. Помимо новой экспозиции, здесь разместится научная библиотека музея. Это позволит сделать ее публичной, а ее материалы - доступными большому кругу интересующихся искусством.
Предположительно в конце 2008 года, после того как здание пройдет выстойку, начнется перевоз европейской и старой русской коллекции музея. Откроется новый музей – весной 2009 года.
Как написал о музее А.В.Гамлицкий, научный сотрудник НИИ искусствознания Российской Академии Художеств: "В настоящее время В.А. Карпов осущетсвляет грандиозный проект по превращению Ирбита в своеобразный "музееград"". После открытия музея на ул. Революции в бывшем здании москательных рядов "по сосредоточению памятников на "квадратный метр" Ирбит можно будет сравнивать с такими эпицентрами русской культуры, как Новгород или Ярославль. Но это бут памятник уже не седой старины, а нашего времени, большой вклад маленького города в сохранение мирового художественного наследия".

Светлана Уралова