Браво мастеру!
14 сентября 2018
7 сентября Ирбитский государственный музей изобразительных искусств на площадях всех трех музейных площадок открыл грандиозную (по-другому никак не назовешь) музейно-выставочную программу «Виталий Волович. Графика».
В музейно-выставочном центре на ул. Елизарьевых, 28В, расположилась экспозиция «Виталий Волович. Книжная графика». Станковая и печатная графика представлена в Музее уральского искусства (ул. Володарского, 14). В Музее гравюры и рисунка (ул. К. Маркса, 47) представлена оригинальная графика выдающегося уральского художника.
Стоит отметить, что выставка готовилась еще при жизни Виталия Михайловича. Директор ИГМС Валерий Карпов на открытии выставочной программы рассказал, что художник даже получил созданный к выставке полный каталог его работ, представленных в музее. Была еще надежда, что художник сможет увидеть эту выставку, несмотря на возраст и состояние здоровья. Но 20 августа 2018 года Виталия Воловича не стало.
Выступая перед собравшимися, Валерий Карпов отметил огромный вклад, который внес Виталий Волович в становление Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. Ведь их дружба – творческая и деловая - продолжалась долгих 45 лет. Именно Волович поверил в тогда еще совсем молодого директора музея, который был одержим идеей создания крупной коллекции графики на Урале, в Ирбите. И начал дарить музею свои произведения. Со временем собралась гигантская коллекция из 334 работ, крупнейшая в мире. Дарил сам художник, дарили его произведения и его друзья, приобреталось то, что имело особую ценность.
У открывшейся выставки особый характер – это единственная такая выставка. Больше в таком количестве никто и никогда работ Воловича не увидит. Просто потому, что больше нигде нет таких экспозиционных возможностей и нет возможности разместить поистине огромный труд всей долгой жизни выдающегося уральского графика. Она – итог 70-летнего творчества. В состав выставки вошли все 334 произведения, находящиеся в собрании музея.
На открытие выставки приехали друзья художника, а также его внук Евгений. Он поблагодарил ИГМИИ за создание уникальной выставки и отметил, что это событие из ряда вон выходящее. Он пояснил, что то, что делается в Ирбитском музее для искусства и для художников, дорогого стоит.
Вспоминая своего старшего товарища Виталия Михайловича, Сергей «Пикассо» говорил о его огромном чувстве юмора и актерском мастерстве. Количество шуток, смешных историй, выдуманных ли или случившихся взаправду, превышало все мыслимые размеры. Тот, кому довелось хоть немного пообщаться с Воловичем, никогда этого общения не забудут.
Вот одна из его историй в пересказе Сергея «Пикассо»: «Сплю, и мне снятся мои похороны. Я лежу, а все стоят и молчат. И я с ужасом понимаю, что все ждут, что я должен что-то сказать. Ну я встал, сказал речь и обратно лег». От Виталия Михайловича, действительно, ждали слова. И в течение жизни он выпустил 13 книг, каждая из которых заслуживает внимания читателей.
Из воспоминаний В.М. Воловича: «…Первая графическая работа была создана мной в 1948 г. Последняя – в 2008. Таким образом, это 70 лет непрерывной работы в книжной и станковой гарфике…
Возможно, графика, в особенности книжная, - период наибольших совпадений с самим собой, временем, материалом…
Язык графики с ее отстраненностью, сдержанностью был для меня, как мне теперь кажется, наиболее полно и точно выражающим мои задачи, мое мироощущение…
Я вырос в семье, где мать и отчим были писателями. До войны у нас была роскошная библиотека. В семье царил культ книги. Книга была эквивалентом жизни.
Удивительно ли, что книга стала моей судьбой, и мне как бы на роду было написано быть иллюстратором, соединив в книге свою любовь к литературе и изобразительному искусству. Возможно, это и было моим призванием».
Из статьи в каталоге: «Оригинальность и самобытность творчества Виталия Воловича несомненна. Оно узнаваемо, но при этом на редкость сложно, так что и любая попытка толковать его, даже с помощью самого художника, обречена лишь на частичный успех. Художник же полностью самоидентифицирован со своим творчеством, потому что святой закон искусства для него – делать работу не для всех, а прежде всего для себя, при этом чем более в своем творчестве художник будет эгоистом, воспринимая себя самым требовательным своим зрителем, тем больше у него шансов быть интересным для других. Для кого-то мир его образов приоткрывается больше, для кого-то меньше, а для кого-то остается загадкой. Потому для каждого существует «свой Волович». И в этом есть своя прелесть, ведь, как сказал отечественный философ Лев Шестов, «объясненный поэт – все равно, что увядший цветок: нет красок, нет аромата…»



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений