Чудотворный образ из ирбитского музея

Чудотворный образ из ирбитского музея
28 Октября 2016
Давно отшумела и отыграла очередная Ирбитская ярмарка…
Перед этим масштабным событием, в рамках 1000-летия русского присутствия на Афоне, Ирбитский историко-этнографический музей временно передавал в храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии икону с изображением святого Пантелеймона, написанную греческими монахами на святой горе Афон. Гости ярмарки могли видеть этот образ 11, 12, 13 и 14 августа в храме Сретения Господня, побывал он и в других храмах Ирбита.
Чем же так примечательна для нас эта святыня? Что же привлекает к ней взор и помыслы как гостей музея, так и православных паломников?
На иконе изображен Святой Великомученик и Целитель Пантелеймон. Этот святой всегда почитался и почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. У западных христиан он считается покровителем врачей. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души и тела.
На оборотной стороне иконы находится примечательная надпись: «Икона сия писана и освящена на святой горе Афонской в Русском св. Великомученика и Целителя Пантелеймона Монастыре от коего и послана в Ерёмино, село Пермской губернии в церковь святителя Николая в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь и заступление всем с верой и усердием прибегающим ко св. Пантелеймону и умильно молящихся перед честным Его Образом».
Исходя из этой надписи, мы можем предположить, что икона была написана для Свято-Никольской церкви села Еремино Ирбитского уезда в конце XIX - начале ХХ века. После закрытия уральских церквей, в первые годы советской власти, афонская икона с изображением св. Пантелеймона сохранялась в Туринском Свято-Николаевском женском монастыре. В 1920-1922 годы монастырь был закрыт и разорен. Несколько лет спустя (в 1928 году) икона была передана на хранение в наш музей. Многие десятилетия образ ждал своего часа в запасниках музея и сегодня наши гости могут увидеть «афонское чудо» на 2-м этаже музейного здания (ул. Кирова, 74) в составе постоянной выставки «Спасенные и сохраненные реликвии».
Написанные на Афоне иконы можно встретить в разных странах, галереях, частных собраниях и храмах Европы и даже Америки. В XIX веке Греция при помощи братской России освободилась от османского ига. На Афоне возродился Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, появились многочисленные русские скиты. Тысячи русских монахов связали свою жизнь с Афоном. Среди них были десятки талантливых художников-иконописцев. В этих иконописных мастерских и создается уникальный стиль иконописания, получивший название "афонского".
Иконы писались в поразительной многослойной масляной технике, не образующей никакого видимого рельефа. В эпоху Возрождения такой способ назывался «сфумато» (в дословном переводе с итальянского – «исчезающий как дым»). Контуры фигур святых на золотых чеканных фонах чуть размыты, и даже затемненные участки, кажется, светятся внутренним светом. Такая техника требует от мастера колоссального труда и терпения. Кроме того, никогда афонские монахи не прибегали к услугам натурщиков, это считалось
недопустимым. Образы создавались под непрестанное чтение молитв с соблюдением поста, причащением, и если молитва «не шла», то работу откладывали.
Дополнительная трудность - фантазия иконописца всегда ограничена рамками канона – строгого свода правил и установленных образцов, веками хранящего приемы иконописания, по которым строилось изображение на иконной доске. Поэтому лики святых всегда близки к совершенным, они кажутся почти живыми.
Взгляд святого Пантелеймона, казалось, не только проникает в самые дальние уголки человеческой души, не вызывая отчуждения, но и вызывает ответный отклик, заставляя остановиться, задуматься о смысле жизни, отвлечься от обыденной суеты. Фигура святого, согласно канону, не стремится к анатомической правильности, напоминая нам идею преображения плоти, обитающем в мире Горнем. В руке юного целителя Пантелеймона маленькая ложечка со снадобьями и ларец с лекарствами. Яркий золотой фон подчеркивает величие образа человека, победившего страсти, способного помочь ближнему.
Многие иконы, написанные на Афоне, десятилетиями считались чудотворными. Ирбитский экземпляр - не исключение. Не первый раз икона передается в храмы Ирбита и предстает перед христианами. Известны не менее трех случаев исцеления по молитвам, обращенным к ирбитской иконе за последние пять лет (со слов иерея Владимира Ананьева, настоятеля местной православной религиозной организации).
Афонский образ по праву является гордостью собрания ирбитского историко-этнографического музея, украшением его коллекции. Храня историю родного края, мы, сотрудники музея, надеемся, что возродятся разрушенные храмы на нашей земле и обретет она свои утраченные святыни. Засияет солнце на куполе вновь отстроенной Пантелеймоновской церкви на берегу реки Серебрянки, неся Ирбиту былую славу, красоту и величие.
Надежда Пластинина,
научный сотрудник ИИЭМ