Шедевры из кладовой
9 сентября 2016
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств не раз поражал ирбитчан и гостей города выставками, которые формируются из его необъятных собраний. И вновь выставка с говорящим названием «Шедевры из кладовой». Подробнее рассказать о ней мы попросили искусствоведа, лауреата Премии имени О.Е. Клера, старшего научного сотрудника НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской Академии художеств Андрея Гамлицкого.
- Андрей Викторович, в чем особенность выставки «Шедевры из кладовой»?
- Настоящая выставка является очередным шагом Ирбитского ГМИИ на избранном пути: центра сохранения, изучения и репрезентации мирового графического искусства. Некоторые из этих листов уже давно хранятся в музее и не раз демонстрировались на различных тематических выставках. Но значительная часть экспонируемых работ еще никогда не показывалась широкому зрителю.
Представленные на выставке произведения по своему художественному качеству вполне достойны украшать постоянную экспозицию «Музея Гравюры и Рисунка». Однако до сегодняшнего дня музей просто не имел такой возможности по весьма банальной причине: отсутствие свободного места на стенах и в витринах.
Следует заметить, что данная проблема остро стоит перед всеми крупными собраниями, где количество единиц хранения заметно превышает экспозиционные площади. Во многих знаменитых музеях экспонируется лишь 1-3% хранящихся в них сокровищ.
Поэтому все «богатые» музеи активно стремятся показывать свои шедевры, вынужденно хранящиеся в запасниках на временных выставках. Сегодня Ирбитский ГМИИ поддерживает общемировую практику и открывает двери своих хранилищ для любителей искусства. Мы надеемся, что такие выставки станут регулярными и позволят друзьям музея как можно более полно познакомиться с шедеврами, которые музей собирает уже почти 45 лет.
- Выставка довольно разноплановая…
- Для первой выставки «ШЕДЕВРЫ из КЛАДОВОЙ» музей не стал ограничиваться рамками одной эпохи, художественной школы или тематики. Выставка включает 86 произведений печатной графики, созданных с середины XV века до начала ХХ столетия и представляющими все самые значительные художественные школы Европы – итальянскую, немецкую, нидерландскую (Фландрия, Голландия), французскую, английскую, а также австрийскую, швейцарскую и бельгийскую. Экспозиция знакомит практически со всеми главными жанрами европейской гравюры – библейскими, мифологическими сюжетами, портретом, пейзажем, бытовым жанром.
В предельно сжатой форме представленные произведения возрождают для нас визуально-эстетическую среду существования людей в XV-XIX столетиях, когда гравюра была единственным средством зримого познания мира, заменяла путешествия (доступные меньшинству), телевидение и даже интернет. Только на гравюрах человек мог увидеть облик выдающихся современников и недавние политические события, узнать о жизни в других странах и насладиться знаменитыми шедеврами искусства: архитектурными сооружениями, статуями, картинами и фресками.
- Но ведь гравюра – это все-таки произведение искусства…
- Действительно, гравюра не была только лишь заменой средств массовой информации. С помощью мобильной и дешевой гравюры передавались самые современные художественные достижения, что способствовало стремительному развитию искусства в Европе.
Этот процесс ярко демонстрируют две самые ранние гравюры, открывающие экспозицию. Они относятся к редчайшим листам, именуемых в гравюроведении «униками». Они были атрибуированы (то есть определены имена их авторов) лишь недавно и впервые предстают перед зрителем. 1465 – 1480-м годами датируется лист «Наказание Амура или Триумф целомудрия», приписываемый БаччоБальдини – одному из первых итальянских профессиональных граверов резцом, работавшему во Флоренции. Сюжет гравюры восходит к творчеству Франческо Петрарки и олицетворяет победу добродетели и целомудрия над плотской страстью. Соединение в одном произведении античной мифологии и современности (наказывающие Амура женщины одеты по моде XV века), изображение обнаженного тела, стремление к эмоциональной выразительности свидетельствуют о прорастании зерен Ренессанса на древней и плодоносной почве Италии. В то же время, несколько угловатый, ломкий  рисунок, отсутствие реального пространства еще тесно связаны с искусством Средневековья. Плоскостная декоративность круглой композиции свидетельствует о приемах обработки ювелирных изделий (Бальдини начинал златокузнецом), от которых произошла гравюра на металле в начале XV века.
Всего лишь полстолетия отделяют «Наказание Амура» БаччоБальдини от гравюры АгостиноВенециано «Летящий Амур со щитом и шлемом Марса», выполненной ок. 1518 – 1520 гг. по фреске Рафаэля Санти. Но в плане образно-пластического языка и приемов гравирования между этими произведениями – дистанция огромного размера, которая характеризуется одним понятием – искусство Высокого Возрождения.
Полагаем, внимательный зритель самостоятельно найдет на выставке дальнейшие свидетельства эволюции эстетических, философских, научных воззрений, смены стилей в европейском искусстве, запечатленных на скромных листах гравюр.
Поэтому предлагаемая выставка содержит в себе множество смыслов, главный из которых – что искусство всегда отражало и вбирало в себя лучшее, что есть в человеке и лучшее, что создано человечеством.



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений