Из эпохи Возрождения
10 Августа 2015
7 августа в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств состоялось открытие выставки известного итальянского художника Альбрехта Дюрера.
Выставка традиционно вызвала большой интерес жителей города. Гости с интересом просмотрели документальный фильм, рассказывающий о жизни знаменитого художника, а затем смогли насладиться его искусством.
Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 в городе Нюрнберге. Как считают искусствоведы, деятельность художника определила общее направление развития искусства его времени. Имя художника стало символом блестящего расцвета гравюры Германии эпохи Возрождения, а его творчество является одной из знаменательных вех в истории европейской культуры. Поразительный талант, глубокое человеческое содержание произведений ставят Дюрера в один ряд с Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело.
«За всю его жизнь не было ни одного поступка, заслужившего порицания, или хотя бы снисхождения, он был безупречен вполне», - говорили его современники. Художник очень сильно и глубоко увлекался формулой идеальных пропорций человека, каждый день он вырисовывал руки и ноги, пытаясь добиться нужного результата. Произведения Альбрехта Дюрера говорят о том, что их автору хорошо знакома классическая пластика и живопись родины Возрождения. В большей мере под впечатлением итальянского искусства первым из художников Германии Дюрер трактует мир по-иному, более реально, чем это делали художники предшествующей эпохи. Он стремится соблюсти перспективу, показать объемность предметов и глубину пространства. Он изучает теорию пропорций, мастерски овладевает передачей ракурсов и движения. А когда у него что не получалось, и ему давали это понять, Дюрер всегда отвечал: «Ну что же, художник сделал все, что смог».
Помимо человеческих пропорций Дюрера волновали вопросы жизни и смерти, вопросы конца Света, именно этому он посвятил множество своих работ, таких как «Ведение о семи светильниках» из серии «Апокалипсиса».
Художник наполнял сцены глубоким драматизмом, эти иллюстрации приобрели значение самостоятельных произведений, и до сих пор принадлежат к лучшему, что сделано Дюрером в графике.
В Эрмитаже хранятся не все ксилографии, созданные Дюрером, а всего сто тридцать четыре листа, это объясняется спецификой формирования эрмитажной коллекции. Большинство гравюр Дюрера попало в Россию до XX в. Предметом собирательства русских любителей искусства были, в первую очередь, наиболее знаменитые гравюры мастера, основные его произведения.
В Ирбитском музее изобразительных искусств собрано 42 шедевра ксилографии Дюрера из собрания Эрмитажа. Избранные листы - лучшее, что создано мастером в гравюре на дереве. У ирбитчан в очередной раз, благодаря музею, появилась возможность прикоснуться к мировому искусству и почувствовать сложный дух того времени.
Виктория Логинова