Рождение шедевра
2 августа 2012
Рождение шедевра, как и рождение ребенка – процесс таинственный и волнительный. Тем более, если рождение это ожидаемо, а мечта обладания шедевром – заветная. Одной такой мечте было суждено исполниться в стенах Ирбитского государственного музея изобразительных искусств.

От первого до последнего мазка на холсте – вся работа по созданию полотна «Несение креста» была проделана художником Мишей Брусиловским в нашем городе, в стенах Музея Гравюры и Рисунка, являющегося частью ИГМИИ.
Для этих целей одно из пока пустующих помещений здания – а именно будущий кабинет Валерия Карпова – был превращен в мастерскую художника. Завешаны окна, мешающие солнечными бликами видеть работу, привезена минимальная необходимая меблировка. Свое место занял подготовленный на подрамнике холст, уже загрунтованный по личному рецепту Миши Шаевича.  
Собственно, как оказалось, это и были все условия, при выполнении которых Миша Брусиловский, в настоящее время по праву занимающий одно из ведущих мест среди художников, как России, так и всего мира, согласился написать картину специально для Ирбитского музея.
Валерий Карпов, генеральный директор ИГМИИ: «Приобретение в коллекцию музея картины Миши Шаевича ни в коем случае нельзя считать рядовым событием. Хотя бы даже с той точки зрения, что за ее оригинал нынешний владелец запросил огромные деньги – несколько миллионов рублей. Я уже не говорю о художественной ценности полотна. Она неоценима. Поэтому представьте мою радость, когда при очередной личной  встрече Миша Шаевич сказал мне: «Валера, ты не волнуйся. Все будет  хорошо». И предложил написать авторское повторение, точнее новый вариант картины специально для нашего музея».
К слову сказать, оригинал написанного в дар Ирбиту «Несения креста» относится к самому значительному художественному циклу, созданному Брусиловским по евангельским мотивам. Вошедшие в него «Распятие», «Пётр и петух», «Хождение по водам», «Христос в Гефсиманском саду», «Несение креста», «Бегство в Египет», «Тайная вечеря» хоть и были написаны в разные годы, выполнены в одной стилистической манере. По мнению критиков, при всей эффектной условной декоративности, они пронизаны нервной чувственностью и глубоким драматическим переживанием. Хотя, по словам самого художника, и не пользуются популярностью среди самих служителей церкви: ведь на них воплощение библейских сюжетов существенно отличается от ободряемых клириками канонов.
Новое воплощение «Несения креста», с одной стороны, весьма похоже, но с другой стороны, при сохранении общей композиции картины, она существенно отличается по цветовому решению и по проработке деталей изображения. Слегка изменился и размер холста: картина стала чуть меньше, хотя и не потеряла своего размаха. Размер полотна 160 на 240 сантиметров.
Всего на создание полотна было потрачено менее месяца. При этом сам Миша Брусиловский отметил, что написание картины за столь рекордно короткие сроки стало возможно исключительно благодаря условиям, созданным художнику в Ирбите. Полностью оградив мастера от бытовых проблем и местами излишнего внимания друзей и клиентов, отвлекающих от творческого процесса, ирбитчане воплотили в стенах музея мечту любого художника об идеальной мастерской.
Миша Брусиловский: «Многие художники мечтают о мастерских, но не имеют возможности их себе создать или организовать. Есть, конечно, помещения, которые принадлежат Союзу художников, и которые выделяются заслуженным художникам. Но их не много. Можно, как вариант, наверное, организовать мастерскую и в обычной квартире, если конечно, ее площадь позволяет. Но далеко не все домочадцы смогут долго вынести подобное соседство, ведь тогда по всей квартире будет пахнуть красками и растворителями. Так что любая возможность свободно творить, не обращая внимания на бесконечный поток бытовых мелочей, каждым художником воспринимается, как дар».
Тем более высоко оценивает художник инициативу руководства ирбитского музея о создании в нашем городе художественной мастерской при Музее уральского искусства, куда в творческие командировки смогут приезжать мастера из всех уголков нашей страны.
Что же касается «вторичности» созданного полотна, то в этом руководство Ирбитского музея ничего зазорного не видит – ценности своей от этого картина не потеряла.
Валерий Карпов: «Авторское повторение – по сути, создание нового произведения. Раньше, в дореволюционной России это было весьма распространено. Существовал спрос на произведения искусства и автор мог сделать несколько его повторений по заказу нескольких коллекционеров. И заметьте, каждое из этих повторений было уникально в деталях, хотя в общих чертах они, безусловно, были одинаковы.
В современной России культура собирательства практически утеряна. Сегодня лишь очень богатые люди могут позволить себе собирание личной коллекции. Так что и заказов на повторения у художников практически+ нет.
Тем более в такой ситуации написание «Несения креста» специально для Ирбита – явление уникальное».
Мы встретились с художником в последний день его работы над полотном. Беседуя с нами, Миша Шаевич придирчивым взглядом оценивал свое творение, наносил последние штрихи. Так что в разговоре сам собой возник вопрос о пределе совершенства произведения искусства.
Миша Брасиловский: «Предела совершенству нет. Но есть та граница, после которой художник чувствует, что дальнейшие доделки-подрисовки будут только портить картину. И в умении почувствовать эту меру, вовремя остановиться, и заключается одна из граней мастерства художника.
Но это в творчестве. А можно взять, как объект, город, и тогда пределов точно не существует. Например, Ирбит. Здесь есть совершенно потрясающий музей, созданный Валерием Карповым. И он сделал все, чтобы этот город был знаменит. Но теперь его должен кто-то поддержать. Одним же Карповым город не вытащить. Кто-то должен построить здесь дороги, создать достойную инфраструктуру. Тогда, уверяю вас, в свердловские музеи перестанут ходить. Все будут приезжать в Ирбит. И художники, и те, кто заинтересован в их творчестве».
Сегодня же картина отдыхает. Впереди у нее еще несколько этапов – нанесение лака и облачение в раму – лишь пройдя которые она сможет предстать перед зрителем. Кстати, выставочная судьба ее уже практически решена: представлена горожанам она будет на выставке одной картины, которая откроется, скорее всего, еще в этом году. А в дальнейшем в одном из зданий ИГМИИ планируется создание зала с постоянной экспозицией работ Миши Брусиловского, где центральное место, безусловно, займет «Несение креста».
Миша Брусиловский: «Писать картину для Ирбитского музея для меня было очень волнительно. Ведь музей этот настолько прекрасен, что выставляться в нем и писать для него – почетно. Сказать честно, ни в один из свердловских музеев, никуда более повторение «Несения креста» я бы писать не стал. Даже за хорошую кашу…»



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений