Виталий Волович: «Так красиво меня еще никогда не показывали»

Виталий Волович: «Так красиво меня еще никогда не показывали»
15 августа 2011
В минувшую пятницу в музее гравюры и рисунка (ул. К. Маркса, 47) открылась выставка выдающегося уральского художника Виталия Воловича из собрания музея и мастерской художника «Мистерии Воловича. Книжная и станковая графика» (московский вариант экспозиции). Пытливый читатель скажет, как же так - эту выставку мы уже видели в залах музея уральского искусства. Действительно. Выставка с таким названием была в Ирбите. Затем экспозиция, обновленная и переработанная, отправилась по городам и весям и добралась до Москвы, где была представлена в стенах Российской академии художеств. Сейчас экспозиция вернулась в Ирбит и очень органично, заиграв новыми гранями таланта художника, развернулась, заняв одиннадцать залов нового, хотя пока официально и не открытого музея.
На церемонии открытия директор ИГМИИ Валерий Карпов отметил, что возлагает надежды на то, что в будущем году состоится окончательное открытие музея, который будет оборудован всем необходимым. Это, по его словам железно подтвердил министр культуры Свердловской области А. Бадаев. Для этого музей получит все необходимые средства для благоустройства и внутри и вокруг здания. Но и без официального открытия здание уже живет полнокровной жизнью – принимая посетителей на свои уникальные программы.
Не мог Валерий Андреевич не поделиться с настоящими друзьями музе новостью неожиданной и буквально сногсшибательной – к Ирбитскому ГМИИ приказом Министерства культуры Свердловской области присоединяется музей камнерезного искусства, расположенный в Екатеринбурге. Объединение двух музеев открывает новые горизонты для развития.
Выставка представляет собой вариант экспозиции, презентованной в Российской академии художеств в апреле этого года. Выставка там была значимым событием не только для Виталия Воловича, как для первого из уральских художников, который был представлен там. Ирбитский ГМИИИ стал первым из уральских музеев, кто дважды представлял там свои коллекции. Первая «От Дюрера до Гойи» была в 2005 году.
В приветственном слове Виталий Михайлович Волович горячо поблагодарил В. Карпов. Он уверил собравшихся, что без усилий Валерия Андреевича Карпов это выставка не получилась бы такой значительной. В течении многих лет В. Карпов помогал художнику собирать эту выставку. Именно он продумал маршруты ее движения по городам. «Это наша совместная выставка», - подчеркнул Виталий Михайлович.
Пройдя по залам, оценив расстановку картин и интерьеры музея Виталий Михайлович заметил: «Такой роскошной выставки, в таком роскошном помещении у меня не было раньше. Залы академии художеств выглядят даже скромно по сравнению с Ирбитским музеем. Здесь совершенно другое пространство. Графика здесь оказывается в абсолютно идеальных условиях».
Также в интервью ирбитским журналистам Виталий Волович отметил, что то, что сделал Валерий Андреевич Карпов, оформляя его многолетний труд, это безукоризненно. Все очень хорошо выставлено. Все пространство определено. Все продумано и по расположению, и отношению одной работы к другой.
Дискутируя на тему отношений художника со своим зрителем, Виталий Михайлович остался верен себе: «Художник не должен искать своего зрителя. Творчество делает художника достаточно одиноким человеком. И у него есть лишь один зритель, которого он должен покорить – это он сам. На самом деле парадокс искусства заключается в том, что чем эгоистичнее художник, чем больше он пытается удовлетворить единственного своего зрителя – самого себя. Тем интереснее он для других. Если он начинает думать о том, чтобы быть интересным другим зрителям, и в силу этого становится неинтересным самому себе - это катастрофа. Лучше ставить себе сложные задачи и решать их. Если зритель отвечает на это интересом к работам – это замечательно. Если нет – это трагедия художника. Но у него нет другого выхода».  
На вопрос откуда вы берете силы для творчества, художник сказал: «Мне недавно такой вопрос уже задавали. На самом деле у художника есть некий творческий инстинкт, который заставляет его работать и производить все новые и новые работы. Очень может быть, что когда-то он угаснет. Я знаю немало товарищей, которые имеют некоторое ощущение усталости. Им уже не хочется так интенсивно трудиться. Я тоже не могу сказать, что испытываю прежний юношеский восторг. Но каждое утро меня движет творческий инстинкт и многолетняя привычка. И если я утром встаю и не иду в мастерскую, то я отвратительно, скверно, нехорошо себя чувствую. Но если я встаю, превозмогая все негативные ощущения, и иду в мастерскую, то через час я - абсолютный король. И это самые счастливые моменты в моей жизни. Работа включает в себя все самые разнообразные формы жизни. Может быть, работа – это самый идеальный способ жить. Потому, что внутри работы возникают самые яркие ощущения. Ставятся такие внутренние задачи, которые помогают нам не скучать в этом возрасте. У художника опыт предшествующей работы не имеет никого значения. Может быть, даже вредит. Поэтому каждый раз начинаешь жизнь заново. Каждый раз испытываешь неуверенность. Тебе кажется, что нужно что-то срочно себе доказать. И это наполняет жизнь невероятным смыслом и энергией. И не во мне дело. Дело в самой работе, которая дает возможность жить. Жить интересно, напряженно».

Светлана Уралова



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений