Ночь музеев
10 Мая 2011
Белые ночи
Традиции. Чем-то основательным и родным веет от этого слова. Традиции – это то, что хочется чтить и соблюдать. Именно почитая и соблюдая традиции в очередной раз Ирбитский государственный музей изобразительных искусств проводит VI музейный фестиваль «Белые ночи Ирбита». В этом году фестиваль посвящен 5-летию со дня открытия «Музея уральского искусства».
Между тем, можно с уверенностью сказать, что прелюдией «Белых ночей» стало открытие выставки живописи, рисунка и скульптуры Андрея Антонова. Эта выставка стала отправной точкой юбилейных торжеств, посвященных казалось бы невозможному в Ирбите событию – созданию уникального во всех отношениях музея.
ИГМИИ не запирается только в Ирбите, поэтому предвестьем «Белых ночей стало и открытие 19 апреля в Москве в залах Российской Академии художеств выставки «Мистерии Воловича» из собрания музея.
Еще один предвестник – открытие в вишневом зале (ул. Елизарьевых, 28) выставки друга В. Воловича и А. Антонова Миши Брусиловского. Небольшая выставка посвящена 80-летию со дня рождения художника. Её открытие состоялось 6 мая.
Миша Шаевич – частый и любимый гость в Ирбите. Собрание ИГМИИ хранит его работы. Современники называют его одним из титанов и гениев уральского искусства. В «вишневом» зале выставлена его ранняя графика, а также живопись и несколько линогравюр, которые он подарил «Музею уральского искусства» в день его открытия.
Сам автор приехать на открытие выставки не смог – оправлялся от болезни – но на прямую связь по мобильному телефону вышел. Он сказал слова благодарности ирбитчанам, которые пришли на открытие его выставки. И отметил, что Ирбиту сильно повезло, что у него есть такой гражданин, как Валерий Карпов – директор музея, который буквально влюбил уральских художников в Ирбит, создав там такой центр культуры.
18 мая в залах музейно-выставочного информационно-образовательного центра (ул. Елизарьевых, 28) состоится открытие выставки еще одного замечательного художника Спартака Киприна «Графика социалистического реализма».
Подробно с мероприятиями можно ознакомиться в афише (стр. 8).

«Джоконда» в Ирбите
Эта документальная, литературно-музыкальная, музейно-выставочная программа обязана вызвать в городе и его ближайших окрестностях настоящий фурор. Не зря к ней так серьезно готовятся сотрудники музея. Еще бы: не каждый день в Ирбите экспонируется «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи.
Не буду скрывать – ирбитчан и гостей города ждет точнейшее факсимильное воспроизведение легендарного произведения одного из величайших гениев современности.
Настоящая «Джоконда» находится в Лувре под 40-милимметровым пуленепробиваемым стеклом в специальном стеклянном коробе-витрине, в котором создан благоприятный для нее микроклимат. Витрина, к слову сказать, тоже пуленепробиваемая. Хранители Лувра, которые отвечают за сохранность, вынесли вердикт на основании последних исследований – «Мона Лиза» больше никогда не покинет пределов музея, чтобы не ухудшить свое состояние. Поэтому у подавляющего числа ирбитчан не будет шанса увидеть знаменитую на весь мир красавицу. Ну а те, кому все-таки повезет побывать в Лувре, вряд ли смогут ее достаточно хорошо разглядеть через почти 10 сантиметров стекла.
В Ирбите же в «Музее гравюры и рисунка» (ул. К. Маркса, 47) перед вами предстанет ее изображение с мельчайшей точностью воспроизводящее оригинал. Факсимильное произведение – сложный, длительный процесс специальной фотосъемки. Специальные камеры снимают картину фрагмент за фрагментом. Получается чрезвычайно точное воспроизведение. Оно выводится на холст или плотную бумагу. При очень большом разрешении производится печать. Многократно сверяется с оригиналом. Яркость цвета, плотность цвета. Получаем уникальное произведение. У зрителя появляется уникальная возможность увидеть кисть самого автора. Воспроизводится вся фактура поверхности красочного слоя. Мы видим все то, что присуще именно оригиналу, а не копии. Факсимильные изображения чрезвычайно дороги и представляют огромный художественный интерес.
Именно такое изображение привез из Дрездена директор музея Валерий Карпов. Разговорившись с ним о «Джоконде», я узнала, что в 1974 году ему удалось увидеть «Джоконду» «раздетой», то есть без стекла и рамы.
В том году она была привезена в Москву из Японии, где экспонировалась, и готовилась к выставке в музее искусств им. А.С. Пушкина. Кстати, переговоры об ее экспонировании вел лично Леонид Брежнев. Валерий Андреевич не мог пропустить такое событие. Он с помощью друзей оказался в числе лиц, допущенных к таинству подготовки «Джоконды» к экспонированию. Именно там, по его словам его и поразил гений Леонардо.
-  Я смотрел до дрожи в руках. Видел каждый кракелюр. У меня стало возникать ощущение, что я вижу лицо живого человека, который смотрит на меня и только на меня. Абсолютно живой взгляд живого человека. Сколько пришлось общаться с различным искусством, но это был единственный случай, когда я ощутил живую энергетику от портрета, - рассказывает В. Карпов.
Эта картина - самая знаменитая картина в мире, хотя до определенного времени она была известна только знатокам искусства. Но чем дальше, тем больше раскрывает она гений своего творца. На небольшой, 74х53 сантиметра, тополевой доске изображена женщина, третья жена Франческо дель Джоконодо, Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини. В темной одежде, обернувшись в полоборота, она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну  руку на его подлокотник, а другую положив сверху.
Борис Виппер задается вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта неумирающая искра сознания в образе Моны Лизы, что следует назвать два главных средства. Одно – чудесное леонардовское сфумато – это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Именно сфумато создает влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер ее улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук».
Ирбитчан, в рамках фестиваля «Белые ночи в Ирбите» ждет необычайная выставка одной картины, которая будет дополнена целой музейно-выставочной литературно-музыкальной программой. Просмотр будет осуществляться по групповым заявкам.

Светлана Уралова