Монохром
22 Мая 2009
22 мая состоялось открытие нового, третьего по счету, здания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств.
Музей графики и рисунка, а именно так будет называться новый музей, расположился в здании, которому 130 лет. В своем приветственном слове к гостям выставки директор ГМИИ В.А. Карпов назвал это открытие техническим. По его словам, на сегодняшний день выполнено почти 99% необходимых работ. И официальное открытие, на котором будет представлена полномасштабная экспозиция, охватывающая все 27 залов нового музея, планируется через полгода – в октябре этого года.
Десять лет понадобилось на то, чтоб поднять здание из руин. И вот первая победа: в центральном зале второго этажа, который назван «Терракотовым» (в первую очередь из-за цвета стен) открыта выставка фотографий Джона Фалокко «Black & White». Основой представляемой экспозиция стали 40 репродукций работ известного американского фотографа, по случаю приобретенных руководством нашего музея в Москве.    
Выставка достаточно провокационна для нашего города. И ее появление в залах ирбитского музея неизбежно должно встряхнуть ирбитскую общественность. Тема экспозиции – мужская обнаженная натура.
Фотографии, как становится очевидным из названия выставки, выполнены в черно-белой стилистике. И это решение оправдано. Черно-белая гамма снимков делает контуры фигур более четкими, рельефы более выразительными. Лица моделей перестают интересовать (да и на некоторых фотографиях их просто нет), завораживают линии тел. Изображения становятся графичными. И недостаток контрастности в изображениях, из-за чего некоторые из них кажутся тускло-серыми, с лихвой компенсируется мощной волной тостестерона, запахом которого работы буквально напитаны.
Казалось бы, открывается музей гравюры и рисунка. Так при чем здесь выставка фоторабот, причем достаточно скандальной тематики, с которой начинает свою работу новый музей. На самом деле, связь очевидна. Во-первых, фотографии черно-белые, а значит художник для воплощения своего замысла использует прием, который является основой графики – работа всего двумя цветами. Во-вторых, знакомясь с экспозицией, я постоянно ловила себя на мысли, на сколько эти работы созвучны известным образцам древнегреческого искусства. А ведь Древняя Греция – родина графики. Именно этот факт нашел свое отражение в оформлении здания нового музея. Так, например, живописный фриз, украшающий стены центрального зала, выполнен художником Степановым на темы Древней Греции и Олимпийских игр.
На открытии именитые гости из Екатеринбурга шутили, что городу уже давно пора задуматься о создании вертолетной площадки, для того чтобы все желающие из столицы области могли быстро и комфортно посещать Ирбит в целом, и его музеи, в частности. На что известный художник Михаил Брусиловский заметил: «Это не Ирбит далеко от Екатеринбурга. Это мы далеко от Ирбита».

Юлия Берсенева