Ультрасовременная
18 Марта 2016
Открывая очередную выставку из собрания Ирбитский ГМИИ под названием «Мастера современного искусства. Николай Корнилов, его друзья и его коллекция», директор музея Валерий Карпов пошутил: «Раньше мы вас кормили классикой, а теперь покажем остросовременное искусство».
Главной особенностью выставки, развернутой в здании Музейно-выставочного информационно-образовательного центра (ул. Елизарьевых, 28 в) стал тот факт, что все экспонируемые работы были переданы в дар музею из коллекции известного российского собирателя и мецената, создателя московской галереи современного искусства «НИКОР» Николая Изосимовича Корнилова. Основатель Международной Ассоциации «Искусство народов мира», подвижник от искусства, продолжающий традиции знаменитых российских меценатов, он в течение полувека не только приобретал, но и дарил работы из своего собрания ряду городов России и ближнего зарубежья, пополняя местные коллекции произведениями известных представителей советского и постсоветского художественного пространства. Стоит отметить, что дарил собранные работы он часто в музеи провинциальные, чтобы сделать искусство доступнее для простого народа.
Как рассказал Валерий Андреевич, встретился он с Николаем Изосимовичем в далеком 1996 году на выставке экспонатов ИГМИИ в Доме художника в Москве. На сохранившейся видеозаписи, сделанной в те времена Николай Изосимович дает интервью, в котором отмечает, что рассчитывать на народную любовь собирателю трудно. И то, что делает В. Карпов – великое дело. «И музей мне ваш понравился, и Карпов мне понравился», - уточнил он свое отношение к происходящей тогда выставке.
Сам Н.И. Корнилов родился на Южном Урале, и тяга его к родной земле давала о себе знать. В 2009 году он сделал первый дар Ирбитскому ГМИИ. Затем последовал еще один дар. Последнюю часть коллекции музей получил уже из рук вдовы Николая Изосимовича. Всего было передано 191 произведение.
Как пишет в каталоге искусствовед Маргарита Пашкова, экспозиция выставки включает в себя произведения живописи, графики и прикладного искусства, выполненные как художниками из разных регионов бывшего СССР, так и художниками, представляющими современное российское изобразительное искусство. Николай Корнилов и сам был самобытным художником. Об этом свидетельствуют его живописные полотна, полные яркого национального колорита, характерного для родной его сердцу Каракалпакии.
На выставке представлены пейзажи нескольких десятилетий. Представительница старшего поколения живописцев Валентина Диффинэ-Кристи в юности увлеклась импрессионизмом, оставшись на всю жизнь преданной пониманию художниками этого направления функций цвета и света и обогатив свое творческое наследие многими импрессионистическими мотивами, один из которых - пейзаж-видение «София Новгородская» (1980).
Продолжают экспозицию жанровые композиции и портреты. Тремя десятилетиями отделены по времени создания работы Юрия Иванова «В саду» (1972) и «Дева и ангел-хранитель» (2005), но в обеих художник сумел запечатлеть свое светлое мировосприятие.
Женские лики с огромными бездонными глазами взирают на зрителя с «портретов» «В лунном свете» и «Дама»» Алексея Шагинова из Ростова-на-Дону. Шесть живописных композиций химкинского художника Виктора Степашкина совершенно разные по мотивам, но все они характеризуют его как живописца с ярко выраженной поэтической составляющей, порой загадочного.
Иными образами отмечено творчество художников, вошедших в отечественную графику в более поздний период, когда стало возможным вольное прочтение многих тем и сюжетов. В ироничной литографии «Женщина-сфинкс» (1990) из серии «Метаморфозы женских образов» Ларисы Даватц мифологическая героиня становится вечным недосягаемым объектом для современных мужчин, жаждущих познать ее вечную за- гадку. И фривольно-ироничны рожденные росчерком черного фломастера графические фантазии Александра Тихонова-Корнилова «Влюбленные», «Райское наслаждение» и «Посвящение серебряному веку».
Мне же больше по сердцу пришлись коллажи Лилии Липовид, на которых представлены женские костюмы, выполненные из ткани.
Светлана Уралова
ИЖ №11 2016