Железное воплощение искусства

Железное воплощение искусства
1 Октября 2015
Является ли мотоцикл объектом культуры? Безусловно. Жизнь целого города когда-то крутилась исключительно вокруг него, так что для ирбитчан он и память, и история, и культурное наследие в одном. Да и поколение 90-х разве что на пьедестал не возвело мотоцикл, сделав из него символ свободы.
А вот может ли быть мотоцикл предметом искусства? Ответить для себя на этот вопрос, уже который раз предложили нашим землякам организаторы проходящего в Ирбите «Кастом-форума».
В общем, что и говорить, но Россия, в целом, и Ирбит, в частности, были обречены на зарождение кастом-культуры. Особенно с нашей склонностью к гаражным мастерским и обреченностью на единообразие советской реальностью. Именно поэтому в момент становления мотоцикла, как символа молодежной массовой культуры, у этой самой молодежи появилась потребность «исправлять» заводские модели, делая их более индивидуальными.
И если кто-то остановился на кожаной обмотке для руля, то другие пошли дальше: от «самопальных» деталей до самостоятельно разработанных и созданных моделей мототехники, некоторые из которых вполне можно называть настоящими произведениями искусства.
Вот именно эти люди и стали участниками пятого традиционного мотоциклетного фестиваля «Кастом-форум 2015».
По словам организаторов, география участников в это году оказалась весьма разнообразной. В Ирбит приехали представители Свердловской области, Пермского края, Башкортостана, Ямало-ненецкого автономного округа. Привезли они с собой и железных коней, ведь главными на этом «празднике» были все-таки они. Хотя для участников из ЯНАО судьи все-таки сделали исключение, так как доставка только одного мотоцикла могла обойтись участнику почти в сотню тысяч.
Тем не менее, желающих представить на оценку жюри свои работы набралось достаточно много. Тем более что в его работе в этом году принимал участие один из самых известных в настоящее время российских кастомайзеров Олег Скворцов. Только в главной номинации этого года «Урал-кастом», объединившей технику, сделанную на базе ирбитского оппозитного двигателя, было заявлено 14 претендентов. Не остались без внимания и остальные номинации: «Конструктор для себя», «Околясывачивание», «Кастом идея», «МотоАрт».
В качестве дополнительной программы участникам и гостям форума организаторы предложили познакомиться с презентациями других проектов Мотодома – мотопробегом «Азия –Европа» и мотошоу «Рыцарский турнир» и «Мотозмея». Для любителей рок-музыки также был организован концерт.
Отметим сразу, что взгляды судей на представленные на форуме мотоциклы разошлись. И если одни говорили о том, что в очередной раз участники радуют новыми идеями и разработками, то, по мнению других, сегодня в костомайзинге очевидна смена поколений, и, к сожалению, молодые мастера вместо того, чтобы пойти дальше в развитии своем и своих идей, вновь повторяют путь, уже пройденный их предшественниками.
Тем не менее, из достойных выбрали самых-самых. И в номинации "Выставка МотоАрта" 1 место заняла "Мотозмея" от творческого тандема из Ирбита Александра Федосеева и Юрия Найды. А в номинации "Кастом-идея" победителем стала презентация мотоцикла "Уголек", созданного руками ребят из Детского творческого объединения "Норд Сталкер", действующего под строгим приглядом Виталия Гнутикова (село Красноселькуп Ямало-Ненецкого автономного округа).
В самой же многочисленной номинации "Урал-кастом" 1 место занял мотоцикл "Робот WALL-E" (создатель Волков Николай, г. Екатеринбург), 2 место - мотоцикл "Fifteen" (создатель Joe, г. Екатеринбург), 3 место - мотоцикл "Шкипер" (создатель Дубинин Владимир, г. Белорецк, Башкортостан).
Стоит отметить, что в рамках форума было организовано и обсуждение участниками темы привлечения молодежи в кастом-культуру. И хотя о составлении настоящего плана того, как привлечь современную молодежь к мототехнике, говорить пока рано, все участники сошлись во мнении, что делать это необходимо. Пусть даже основой для технического творчества молодежи будет не мотоцикл, ведь изначально понятие «кастом» подразумевает создание уникальной авторской вещи в ряду стандартных моделей. Пусть даже далеко не все те, кто придет сегодня в мастерские, станут в последствие настоящими мастерами мото-дизайна. Однако бережное и внимательное отношение к культуре, к истории это точно сформирует. А без этого вырастить достойное молодое поколение просто невозможно.
Юлия Берсенева