«Чарующий Восток» в Туринском музее

«Чарующий Восток» в Туринском музее
17 марта 2017
В Туринске, в Музее декабристов, прошла межрегиональная краеведческая конференция, в которой приняли участие представители двух музеев Ирбита – историко-этнографического и народного быта - и центральной городской библиотеки.
Большой интерес у присутствующих вызвали темы выступлений хозяев и гостей конференции: «Сибирские купцы в Ханькоу» (Виктория Геннадьевна Шаронова, старший научный сотрудник ИНИОН РАН (Москва), «Кунгурский купец А.С. Губкин и ярмарка в Ирбите» (Ольга Анатольевна Ренёва, заведующая Кунгурским музеем истории купечества), «Торговые люди Туринска», «Ирбитская ярмарка», «Купечество Ирбита: имена и судьбы», «Формирование фондов Ирбитского историко-этнографического музея в 20-30 гг. ХХ в.» и др.
В рамках конференции состоялось знаковое для жителей Туринска, гостей конференции событие: открытие в одном из залов музея выставки «Чарующий Восток» (из восточной коллекции Ирбитского историко-этнографического музея). Ибо часть коллекции была передана в музей местного края г. Ирбита из Туринска почти сто назад и более там не выставлялась.
Экспонаты восточной коллекции Ирбитского историко-этнографического музея, датируются в пределах периода второй половины XVIII - начала XX веков и представляют собой подлинные произведения декоративно-прикладного искусства стран Востока из ценных пород дерева, слоновой кости, керамики, фарфора, ткани.
На выставке представлен фарфоровый садовый табурет XIX века, стилизованный под бочонок. Считается, что прообразом создания китайскими мастерами таких табуретов послужили спилы стволов старых деревьев, предназначенные для сидения. «Бочонки» использовали как предметы садовой мебели, когда чайная церемония происходила на террасе или в саду.
«Бочонок», полый изнутри, украшен прорезями: сверху - в виде одинарного, по бокам – в виде сдвоенного круга с квадратным отверстием посередине, прорези могли означать «круглый амулет» - монету и являться символом и пожеланием богатства. Отверстия имели и практическое значение: они не позволяли фарфоровому табурету растрескаться из-за разницы температур.
Фарфоровый бочонок украшен благопожелательной сюжетной росписью в стиле «цветы и птицы»: среди распустившихся цветков пиона (символ женской красоты в Китае) у куста цветущей сливы на веточке сидят две священные птицы - Феникс (символ весны и женского начала Инь). Рядом порхают две ласточки. Парность декора садового табурета не случайна. В китайской культуре все чётные цифры, кроме цифры «четыре», являются счастливыми.
Интересен образец китайской обуви на платформе, внутри которой вмонтированы два металлических шара. Матерчатый корпус туфель декорирован вышивкой, изображающей сорок. Обувь, согласно китайским традициям, могла быть церемониальным даром, талисманом, средством лечения.
Туфли оставляли у статуй Будды в знак благодарности, использовали в различных обрядах. Обувь, считали китайцы, настолько тесно связана с человеком, что заблудившаяся душа крепко спящего или пребывающего без сознания всегда услышит родной звук стука подошвы по дверному косяку.
Фарфоровая скульптура малых форм из Японии замечательна тем, что воссоздаёт традиционный облик японской девушки середины XIX века. Неизвестный мастер изобразил все тонкости сложной причёски, драпировку, узор шелкового кимоно и тканого пояса – оби, книгу с золотой закладкой за поясом кимоно.
Крошечные китайские шелковые туфельки ручной работы XIX века принадлежали девушке из знатной китайской семьи. Эталоном женской красоты в Китае считалась крохотная ножка, напоминающая бутон лотоса. С двухлетнего возраста стопу малышки туго-натуго бинтовали, смазывая специальной мазью, в состав которой входила, кроме прочего, слоновая кость. Процедура бинтования прекращалась к пятнадцати годам. Ножка больше не росла.
Скульптурное изображение чёрного слона неизвестный мастер изготовил из массива эбенового (чёрного) дерева. Древесина эбенового дерева по своему весу и фактуре напоминает металл, после полировки становится холодной. Чёрное дерево настолько тяжёлое, что тонет в воде. Ценный материал свидетельствует о значимости скульптурного изображения. В Китае, Индии, других странах Азии слон – одно из самых почитаемых животных, олицетворяет собой мудрость, терпение, миролюбие, проницательность, любовь и доброту. Согласно восточным поверьям, слон хоботом может притянуть удачу в дом, успех в различных начинаниях, является символом стабильности и устойчивости...
Кроме восточной коллекции в Туринском музее выставлена коллекция картин из серии «Ирбитские дворики», авторами которых являются художники – участники пленэров в Ирбите 2012-2016 гг.
Сочное дополнение к коллекции – серия работ Ю.И. Мезюхи «Бывшие хозяева Ирбитских двориков» - в стиле малой деревянной скульптуры.
Е.В. Устьянцева,
старший научный сотрудник ИИЭМ



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений