Жизнь, как танец

Жизнь, как танец
27 Марта 2006
В «Энциклопедии Уральской культуры», а таковая когда-нибудь обязательно будет написана, об Анатолии Степановиче Хомутове было бы написано так: «Заслуженный работник культуры Российской Федерации, руководитель народного ансамбля танца ДК имени Костевича. Хореограф-балетмейстер высшей категории, чье богатое художественное и образно-пластическое видение действительности воплощалось в линиях, позах, характерах многочисленных хореографических композициях, уральских народных кадрилях, плясках и хороводах, в эпических танцевальных действиях историко-поэтического содержания. Хранитель и приверженец чистоты сценического уральского танца. Самородок Урала в танце. Почетный гражданин города Ирбита».    
Чечеточка
А начиналось все просто. В 1947 году работал молодой паренек Толя Хомутов электросварщиком на мотозаводе. Работал так хорошо, что скоро, как лучшему сварщику завода, ему была присвоена квалификация паспортиста, что позволяло иметь учеников. Вот она отправная судьбоносная точка, от которой линия его жизни начала свой взлет к вершине.
Дали ему ученика Олега Вилкова, который оказался не только способным в сварочном ремесле, а еще и стал хорошим другом своему «учителю». В свободное от работы время Олег, ранее танцевавший в ансамбле, как-то показал несколько танцевальных па. Анатолий повторил все в точности. Дальше больше и начали они танцевать все свободное время. Иной раз и обед пропускали. Вскоре к ним присоединился еще один любитель танцев Саша Катков. Да не просто, а предложил танцевать модную тогда чечеточку, тем более и условия искать не надо. Ботинки тогда были на деревянной подошве, а в рамно-прессовом цехе, где они работали, пол был из металлических плит. Так били чечетку, что из других цехов рабочие собирались, чтоб на такое зрелище посмотреть. Дошел слух и до работников заводского клуба, и к очередному празднику пареньков пригласили выступить. Больше уж ни один концерт не проходил без их выступления. А жизнь продолжалась, и три паренька днем отработав в цехе, вечером бежали в клуб заниматься в танцевальном кружке. А через два года Анатолий сам стал руководителем этого кружка. Одна беда, чувствовал он, что не хватает ему знаний, а как учить, если сам неуч. Записался в танцевальный коллектив балетмейстера М.Р. Мазая, что преподавал бальные танцы в доме учителя.
Победная трасса
Но молодость на то и молодость, чтобы увлекаться. Время, когда хочется попробовать себя во всем и успеть везде. Мотоспорт - еще одна любовь Анатолия Хомутова. Записался в мотоклуб и начались тренировки, соревнованиями, опять тренировки и первые победы, которые скоро сменились званиями: чемпион СССР! Почетное звание лучшего Европейского колясочника за победу на сложнейшей, рельефной трассе Пирита - Козе – Класт – Риместра. Серебрянный и бронзовый призер шоссейно-кольцевых гонок… Но и тут в любом городе, республике, между тренировками и соревнованиями Анатолий, чтобы не терять время, прямо на мотоцикле мчался в клуб и смотрел, спрашивал, зарисовывал движения, позы, поворот руки, головы, даже выражение глаз срисовывал.
Линия судьбы
И еще одна удача, послали молодого электросварщика передавать опыт в правительственную командировку в дружественную страну Румынию. Для этих целей Анатолий даже выучил румынский язык. Но главное, что была возможность изучить румынские народные танцы. О таком подарке судьбы он мечтал всю жизнь. Все вечера и выходные он проводил в клубе, где занимался ансамбль танца, сам пробовал танцевать, чем заслужил похвалу руководителя. Когда вернулся на Родину, в Ирбит, не мог дождаться вечера, обежал всех танцоров и начал репетировать с ними румынский танец «Цырба». Многое из того, что узнал, потом искусно вплетал в свои танцы.
Славное советское время требовало свое и Хомутов начал создавать хореографические картины, в которых иной раз танцевало до 140 артистов. Одни названия чего стоят: «За власть Советов», «Богатый урожай» «Половецкие пляски», «В лесу прифронтовом». О последней танцевальной сюите даже в центральной газете «Правда» вышла большая статья, в которой указывалось о силе масштабности постановки танца ансамблем.
Да это был уже не тот танцевальный кружок, которым Толя руководил на общественных началах, это был великолепный по своему мастерству, слаженности, артистизму большой коллектив. К слову сказать, за 55 лет существования ансамбля было поставлено более 150 танцев. 16 балетмейстеров выпустил Анатолий Степанович в теперь уже их профессию жизни танца.
Фестивали, концерты, зарубежные поездки, и всюду - аншлаги и признания. В 1975 году ансамбль награжден золотой медалью в международном фестивале, где участвовали представители более 90 стран. В 1979 году праздник танца в Алжире, где пришлось выступать при 55-градусной жаре на открытых площадках. 1984 год – большой концертный тур по Германии, Болгарии. Но самым памятным, по словам Анатолия Степановича, был приезд в гости к великому Игорю Моисееву. Все привезенные постановки просмотрел мастер, а после воскликнул: «Вот она настоящая уральская пляска, уральская душа!»
А сами они во все глаза смотрели, как плывут по сцене лебедушками моисеевские красавицы. Стоя за кулисами, повторяли все их движения, шажочки особенные, впитывали в себя настоящий профессионализм, чтоб потом своих ирбитских почитателей радовать.
За долгие и плодотворные годы творчества Анатолия Степановича семь поколений выросло с танцем, прошли через его доброе сердце, богатую душу. Многие занимались по 30 лет, такие как Ольга Моторина, Николай Шадрин, Сергей Руф, Екатерина Кузнецова, Марина Келаскина и другие. Более 40 лет отдала танцам Нина Печеная, которая танцует до сих пор. Особое слово о Николае Вебере. Этот необыкновенный человек с ансамблем со дня его основания, а это более 55 лет! И хотя это уже совсем другой ансамбль под ласковым названием «Сударушка», танцуют в нем прежние артисты, которыми руководит их бессменный друг Анатолий Степанович Хомутов.

Елена Абрамова
В статье использованы личные воспоминания А.С. Хомутова.

Редакция газеты «Ирбитская жизнь» поздравляет Анатолия Степановича с 80-летием и от всей души желает крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и искрометного танца.