Коллекция из бабушкиных сундуков

Коллекция из бабушкиных сундуков
7 Января 2006
«Слава и мой низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времен, которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли в будущее неповторимую красоту, которая является сегодня гордостью национальной культуры».
(Ф.М. Бармон)
    
Два года назад я передала на хранение в Бердюгинский музей уникальную коллекцию старинных полотенец, которая насчитывала более 100 экземпляров. Директор музея Светлана Николаевна Сапожникова по сей день пополняет эту коллекцию, проводит интереснейшие занятия на темы: «Традиционный орнамент», «Русский народный костюм», «Вышивка крестом», «Технология изготовления пояса-оберега» и многие другие для воспитанников детского сада, учащихся и учителей школы, жителей и гостей деревни.
Эти орнаменты, кружева украшают сейчас «Комнату мастеров» - одного из любимых всеми залов музея. Также здесь представлены любовно собранные Светланой Николаевной старинные прялки и прялицы, приспособления для ткачества, творчество жителей деревень разных лет и веков. Ну, а «гвоздь программы» здесь – настоящий ткацкий стан, которому около 100 лет. На нем мастерицы ткали половики, и сейчас он в рабочем состоянии!
Ремесло вышивки возникло в древние времена и имеет многовековую историю. На территории страны археологи обнаружили фрагменты одежды, вышитой золотыми, красными, черными нитями. Находки относятся к IX-XI векам и подтверждают, что вышивка существовала и развивалась в эпоху Древней Руси.
С языческих времен мастерицы создавали рукотворные картины природы, быта. Чаще всего вышивкой украшали постельники (их края свешивались с кровати), скатерти, полотенца, занавески, рубахи, головные уборы.
Для наших предков полотенце было не просто утилитарным, бытовым предметом. Оно являлось обрядовой вещью, непременным атрибутом семейных и общественных ритуалов. Это был оберег, символ добрых сил, светлого начала. Полотенце вешали в красный угол на икону; рушники развешивались на стенах; одевали на участников свадьбы – дружку, «больших бояр»; развешивали на священных деревьях и могильных крестах.
А как назывались ранее полотенца? Утирка и тряпица, ширинка и ветошка, рукотерник и личник, утрище и полка… Полотенца выполнялись из простых тканей, но отличались высоким художественным мастерством. Это своеобразный «паспорт» нашей культуры, ее исторического пути. Народный орнамент – компонент духовной и материальной культуры, насыщенный закодированной в знаках и символах узоров информацией об истоках народа, его развитии во времени.
Наиболее ранний пласт уральского орнамента – это линейно-геометрический орнамент. Преобладающие элементы – ромбы, ромбы с «гребешками», ассиметрические диагональные бордюры. Присутствуют в коллекции и абстрактные орнаменты – прямоугольники, восьмилепестковая розетка, «поперечный» узор, «браное» шитье. Интересна символика вышивки. Кресты предназначались для защиты от зла; елочки – символ долгой жизни; круги – символ плодородия, изобилия, материнского начала; волнистая линия – начало жизни, умение жить в любых обстоятельствах; спираль – знак мудрости, сокровенных знаний. Значение имеет и цветовая гамма. Чередование красного и черного говорит о том, что в жизни есть трудовые будни и праздники, тревоги и радость. Красный цвет – это яркие блики солнца, белый – блеск снега под холодным небом, черный – нелегкий труд. Как говаривали в старину: «Жизнь крестьянская не для ангелов оборудована».
А образцом для большинства вышивок «крестом» конца XIX века послужили рисунки из специально изданных альбомов и с оберток мыла парфюмерной фабрики Брокар (город Москва). Сыграло свою роль и появление на Урале переселенцев с Украины, из Белоруссии. Богатые растительные узоры украинской вышивки, «болгарский» крест, насыщенность цвета импонировали меняющимся вкусам и эстетическому представлению жителей Урала.
В связи с возможностью приобретения эффективных фабричных тканей затем стало происходить постепенное отмирание сложных техник ручного ткачества. Почти повсеместно на смену трудоемкому «браному» ткачеству пришло время простейших, незамысловатых тканей. Сложно сейчас представить, как развивалась бы дальнейшая судьба традиционного крестьянского искусства орнамента, если бы процесс этот не был прерван коллективизацией, «укрупнением» и разрушением векового уклада уральских деревень. Сегодня очевидна необходимость восстановления нарушенной культурной преемственности, обращения к богатейшим самобытным традициям не только как к памятникам глубокой старины, но и как к источнику плодотворных художественных идей. Тем ценнее заслуга таких хранителей истории и культуры, как С.Н. Сапожникова. Я говорю ей огромное человеческое спасибо за бережное, трепетное отношение к «свидетелям» жизни наших предков, за ее желание и умение зажечь этим детей и взрослых людей, за ее энтузиазм и  неиссякаемую энергию, душевное тепло. И, конечно же, за преумножение и сохранение моей коллекции!

Татьяна Слепухина