К вопросу о реформировании сети учреждений культуры

К вопросу о реформировании сети учреждений культуры
23 Сентября 2005
Город Ирбит всегда гордился широко развитой сетью учреждений культуры. Это не заслуга руководителей органов управления культуры последних десяти лет. Сеть учреждений культуры формировалась в городе более полутораста лет. Часть учреждений (библиотека, театр, историко-этнографический музей) достались нам от наших предков, которые жили в Ирбите в средине и конце 19 века. Остальные – наследство от «советского периода» жизни города: школы искусств, ДК им. В.К.Костевича, ДК «Кристалл». И лишь одно учреждение было создано два года назад – Ирбитский музей мотоциклов. Я не называю Ирбитский государственный музей Изобразительных искусств, потому что речь пойдет лишь о муниципальной сети учреждений культуры, а данное учреждение – это учреждение областного административного подчинения. Таковым статусом будет обладать в скором времени и Ирбитский мотомузей.
        Доводы Савина А.З. по поводу того, что ранее «Современник» работал один из досуговых учреждений и его досуговых услуг было предостаточно жителям города считаю мало убедительными. Не будем забывать, что ДК «Кристалл», также как и «Современник», был создан как профсоюзное учреждение, его история насчитывает тоже не один десяток лет.
        Сегодняшний творческий коллектив Центра «Кристалл» (ранее коллектив Молодежного досугового центра Управления по делам молодежи) переехал в здание ДК «Кристалл» в 1997 году по приглашению руководства завода (директора А.И.Сонина) и профсоюзного комитета завода, а также по настоянию главы города Анисимова В.Н. В муниципальную собственность здание было передано спустя два года, в 1999 году.
        Соединение двух трудовых и творческих коллективов (я имею ввиду работников МДЦ и заводского ДК «Кристалл») это, безусловно, процесс очень болезненный для обеих сторон. Здесь без кадровых потерь не обойтись. И при принятии решения объединить на территории «Современника» его коллективы и коллективы «Кристалла», я думаю, Алексей Захарович прекрасно понимает, что неизбежна потеря либо тех, либо других. Опыт «Кристалла» наглядное тому подтверждение.
        Из «Кристалла» мной (а управление тогда зданием и коллективами осуществлялось мной) не были «выдворены» коллективы. Занимающимся до нас в «Кристалле» коллективам Детской школы искусств и коллективам Центра Детского творчества и досуга (здесь проводились уроки ритмики классов школы №13) было предложено после составления расписания занятий коллективов МДЦ и заводских коллективов, скорректировать время своих занятий исходя из возможностей амортизации помещений. Школа №13 без претензий согласовав график занятий, продолжила проведение уроков в хореографическом классе «Кристалла» и на протяжении еще ряда лет занималась в этом здании без возмещения затрат на содержание помещений. А вот коллектив Детской школы искусств не стал «опускаться» до согласования графика занятий и гордо покинул здание «Кристалла». Да и по правде сказать, в одном хореографическом классе разместить всех было практически невозможно.
        Но обвиняя нас по поводу «выдворенных» коллективов, Алексей Захарович, очевидно, имеет в виду другой коллектив. Коллектив арт-студии. При увольнении двух первых руководителей студии (причем по собственному желанию) часть коллектива осталась заниматься с новыми руководителями студии, другая часть ушла заниматься за уволившимся руководителем в Центр детского творчества. Процесс естественный, ничего криминального здесь я не вижу. Коллектив не был распущен, просто пришли работать с коллективом другие руководители. Не надо искажать факты.
        Теперь о реорганизации сети учреждений культуры.
1. Необходимость реорганизаций, инноваций в управлении должна формироваться в процессе конструктивного диалога и регламентироваться соответствующими документами. Сегодня трудно говорить о целесообразности задуманных преобразований, поскольку нет (либо они не доведены до заинтересованных сторон) проектных материалов, где четко и ясно была бы прописана структура «новых» учреждений, их функциональность, социальный и экономический эффект от намеченных преобразований. Извините за банальность сравнения, нет ничего проще, слить в один сосуд два раствора, надо хорошо себе представлять какова будет реакция и каков будет полученный в результате взаимодействия продукт. Если авторы реформирования хорошо себе представляют результат объединения «Кристалла» с «Современником», драмтеатра с театральными коллективами Центра детского творчества, пусть сделают свои проекты открытыми и понятными для этих учреждений и в целом для жителей города.  Нет ясности – нет понимания, нет поддержки со стороны учреждений, со стороны специалистов в области культуры. А ее действительно нет, пожалуй, за очень небольшим исключением. Кто-то лукаво отмалчивается, кто-то активно противостоит всеми доступными ему методами. Обвинять в противостоянии коллектив «Кристалла», тем более применять к ним репрессивные методы, нельзя. Они отстаивают свои интересы, это их право. Они открыты и в этом, как всегда, порядочны.
2. Как можно реформировать учреждения, не привлекая их коллективы к разработке новых моделей учреждений?! Ведь Вы заставляете их работать в учреждении, которое кто-то придумал и, о котором они понятия не имеют. А ведь работать-то в «новых условиях» им. Коллектив только тогда откроется нововведениям, когда он будет уверен, что вновь созданное учреждение наиболее оптимально для существующих коллективов, а болезненность реформ будет сведена до минимума.
3. Об экономической эффективности реорганизации. Во-первых, в ремонт «Кристалла» вложены почти 2,5 млн. рублей. Не жалко ли начальнику Управления культуры отдавать это здание после капитального ремонта? Пусть меня сейчас обвинят в «узковедомственности», но начальник управления, по-моему, должен, прежде всего, отстаивать интересы своего ведомства. Настораживает тот факт, что инициатором передачи здания «Кристалла»  ЦДТиД является начальник Управления культуры.
Во-вторых. Бюджет сферы культуры, как и бюджет отдельных учреждений, и об этом свидетельствует новый бюджетный кодекс, должен быть ориентирован не на штатное расписание, не на организацию в целом, а на работу, на деятельность отдельного работника. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками должны выступать такие категории как рентабельность, оправданность бюджетных затрат и вложенных капиталовложений, эффективность, материальная обеспеченность.
Существуют разработанные критерии и показатели оценки эффективности деятельности учреждений культуры. Поскольку, новое руководство Управления культуры не разработало новых, я позволю себе апеллировать теми критериями  эффективности, которые применялись мной в работе. Остановлюсь лишь на некоторых.
Исходя из определения  социальной значимости учреждения культуры (чем больше в учреждение посещает население, тем больше его социальная значимость) рейтинг социальной значимости Центра «Кристалл», согласно количественных показателей определяется как учреждения культурно-досуговой сферы – первой позицией.

Охват населения культурным обслуживанием в тыс.чел. за 2004 год (Количественные критерии):
1. Центр творчества «Кристалл» - 139,7
2. Дворец культуры «Современник» - 84,2
3. Ирбитский драматический театр – 25,5
4. Библиотечная система – 15,6
5. Муниципальные музеи – 9,5

Качественные критерии: успех культурных и образовательных программ, общественное признание.  За последние четыре года деятельности творческие коллективы Центра стали безусловными лидерами творческих достижений среди коллективов образовательных учреждений дополнительного образования и культурно-досуговых учреждений. В 2003 году сразу два коллектива получили звание «народный». Конкурсная и фестивальная деятельность принесла коллективам «Кристалла» в 2004 году  победу в Областном фестивале творчества, второе место – в международном фестивале в г. Прага. «Кристалл» сохранил и по-прежнему эффективно развивает сеть коллективов на бесплатной основе.

Показатели экономической эффективности:
- соотношение объема привлеченных средств к объему бюджетного финансирования (доля самоокупаемости) за 2004 год.
«Кристалл» - 46,5%
«Современник» - 38,8%
Драматический театр – 20,3%
Музей мотоциклов – 8,1%
Историко-этнографический музей – 5,9%
Централизованная библиотечная система – 2,4%
- сумма доходов на 1 штатного работника
«Кристалл» - 27,7 тыс. руб.
«Современник» - 14,8 тыс. руб.
Музей мотоциклов – 3,4 тыс. руб. и т.д.

Таким образом сегодня «разгону» подвергается самое социально и экономически эффективное учреждение культуры – Центр творчества «Кристалл». Почему же проблемы «Современника» и Центра детского творчества необходимо решать за счет практической ликвидации «Кристалла»? Я считаю, что для динамичного развития управления учреждениями, для разработки и апробации новых форм и досуговых технологий необходимо прежде всего опираться на успешные результаты, а не ликвидировать их.
В-третьих. Решение экономических проблем сферы культуры города можно решать методом проб и ошибок, но не через разрушение и переделку сложившегося культурного окружения. Управленческие ошибки, как правило, дорого стоят бюджету. Закрыть учреждение, «разбросать» его базу очень просто. Гораздо сложнее - создать, практически невозможно закрыв, потом восстановить вновь. А как же с принципом «Не навреди!»?
Рост внебюджетных доходов учреждений культуры сегодня уже нельзя рассматривать всерьез в качестве источника благосостояния организаций культуры города. Рассчитывать на возможности продолжения повышения цен на культурные услуги не приходится. Этот ресурс – сам по себе более чем сомнительный (дальнейшая коммерциализация учреждений приведет к ликвидации доступных культурных услуг) – исчерпан, и по-видимому в нашем городе, полностью. Среднегодовой доход жителей города стабильно ниже среднеобластного показателя. Растут цены на товары повседневного спроса, продукты питания, коммунальные услуги и большинство населения города не в состоянии «покупать» культурные услуги. А потому будет ли жизнеспособной идея превращения театра еще в одну прокатную площадку? Театр и сегодня активно использует свою сцену для работы других театральных коллективов. Об этом я могу судить по результатам 2004 года. Можно, конечно, привозить чаще иногородние коллективы, но будет ли население оплачивать их услуги? Безусловно, надо предлагать жителям спектакли лучших театральных коллективов области, но не во вред репертуарной деятельности своего театра. Существование театра в городе пусть экономически тяжело, но это дает особый статус культурной жизни города. И этим надо гордиться. Вопрос же качества спектаклей будет зависеть опять же от правильности принятых управленческих решений.
«Не пришелся» руководителям профессиональный театральный режиссер. А ведь именно его работа принесла успехи театру в предыдущем театральном сезоне. Это и мое мнение, и мнение профессиональной театральной общественности области. С увольнением Шипулина С.Н. было покончено одновременно и с театральным отделением Детской школы искусств, где преподавательскую деятельность начинал главный режиссер театра. А ведь это отделение школы искусств и должно было стать, как говорит Алексей Захарович, «резервом театра». Я не представляю себе, как профессиональный театральный коллектив в условиях здания нашего театра сможет работать одновременно с самодеятельными театральными коллективами Центра детского творчества. Или же труппа театра в глазах руководства города тоже не выдержит конкуренции с коллективами Центра детского творчества?
Сегодня С.Н.Шипулин с успехом преподает в Театральном институте Екатеринбурга, работает в городском театре «Театрон». С чем же остался Ирбитский театр? В очередь для работы в провинциальном театре режиссеры не стоят. Конечно, можно обойтись и недорогими услугами непрофессионалов, но это дело вкуса и, как следствие – качества.
Безусловно, не все и не всегда определяется только экономической эффективностью, тем более в сфере социальной, каковой является культура. Под особой опекой должны находиться социально-культурные виды деятельности, учреждения, имеющие социальную эффективность.
4. Социальный характер реорганизации.
Я так понимаю, что осуществление социокультурной деятельности, а также любые нововведения в ней, должны осуществляться с целью удовлетворения общественных интересов. А это значит: необходима в действиях сбалансированность интересов руководства, интересов подчиненных, интересов потребителей социокультурных услуг.
Интереса подчиненных (коллективов «Современника» и «Кристалла»), понятное дело, в объединении нет. Но самое главное, потребители (население города, участники творческих коллективов Центра «Кристалл» и их родители) достаточно активно высказывают свой протест против «переезда» «Кристалла». Это ли не доказательство того, что реорганизация не соответствует интересам жителей? Руководители всех уровней зачастую обвиняют население в равнодушии, инертности. Почему же когда часть ирбитчан проявляет свою активность, это вызывает раздражение, недовольство? Ведь любое проявление воли населения должно привлекать внимание и  вызывать уважение со стороны достойных руководителей. Ведь не население существует для власти, а власть для населения.
Безусловно, проблемы ЦДТиД надо решать. Но почему за счет эффективно действующего учреждения культуры? ЦДТиД имеет возможность подумать вновь об использовании своего старого здания, где много помещений для кружковой работы, сцена, два зала. Ведь без активной эксплуатации здание разрушится. Да и правильно ли будет оставить микрорайон исторического центра города без единственного  учреждения культурно-досугового типа?   А как же с равномерностью распределения культурных услуг на территории города?  Ведь возможно решить вопрос о приближении к Центру детского творчества маршрутов городского транспорта.
Для ремонта старого здания необходимы средства.  При активной поддержке нынешнего руководства администрации муниципального образования деловыми кругами города, думается  можно поискать инвесторов. Ведь нашлись же инвесторы для восстановления лыжной базы.
5. Реформирование с точки зрения кадровой политики.
Завышена ли самооценка директора Центра «Кристалл» Яшковой Е.Г. Вообще-то о работе руководителя учреждения надо судить по стабильности, работоспособности, мобильности и профессионализме коллектива. А этого «Кристаллу» не занимать. Как говорится, дай Бог каждому. Вторым серьезным фактором состоявшегося руководителя является состояние материально-технической базы.  Свое техническое оснащение «Кристалл» получил и добросовестно отработал будучи на протяжении нескольких лет опорно-экспериментальной методической площадкой Департамента по делам молодежи области. Кроме того, заработанные средства коллектив всегда стремился вкладывать в оснащение, костюмы. Поэтому говорить о том, что самооценка этого руководителя завышена, думаю, по меньшей мере, будет необоснованно. Яшкова – один из немногих руководителей, которые пойдут на все доступные меры ради своего коллектива. Успешность и удачи, стабильность коллектива просто так не даются.
Что же касается об особых условиях созданных коллективу «Кристалла» (МДЦ), то все творческие коллективы должны развиваться и будут развиваться в атмосфере понимания и созданной руководством «ситуации успеха». Обвинять в том, что этот коллектив имел большее бюджетное финансирование просто непорядочно. Проверьте бюджеты, сравните. А ведь в смете расходов по «Кристаллу» прописаны затраты на общегородские программы и затраты на содержание специалистов Управления культуры и молодежной политики, распорядителем, которых, по существу, Центр не является.  
Бесспорным преимуществом учреждения является проведенный ремонт здания. Но если вернуться на четыре с лишним года назад, то "Современник» по сравнению с другими учреждениями культуры выглядел горазда привлекательнее. Поэтому при планировании средств на ремонтные работы в учреждениях культуры были определены приоритеты не в пользу ДК «Современник». Вы же понимаете, охватить все учреждения ремонтными работами нереально. Почему же никто не упрекает предыдущую администрацию за проведенный объем ремонтных работ в Центральной библиотеке, школе искусств и пр.
Ни для кого не секрет, что благосостояние организации зависит целиком от личности директора. Хороший директор – организация процветает, активно работает. Завтра директора заменили – все пришло в упадок. Прежде чем подписать приговор: «годен – не годен», необходимы неопровержимые доказательства. Об уникальности коллективов «Кристалла», как управленец, могу судить только согласно оценок профильных специалистов. Результаты участия во всероссийском и даже международном фестивальном движении, высокие результат – это ли не самое главное подтверждение высокого профессионального мастерства и положительной динамики развития работников «Кристалла» и их творческих коллективов.  
Вообще, все инновации будут успешными при наличии именно «узких» профильных специалистов. Мне жаль, что Управление культуры и молодежной политики потеряло руководителя Центра по  изучению и освоению культурно-исторического наследия Еремина А.С. (специалиста, имеющего ученую степень кандидата наук), культуролога с высшим профессиональным образованием Коновалову К.Г., специалиста по информации Лабутину В.Н., социального психолога Васильеву Н.В. В чем же перспектива развития сферы, почему ее будущее определено без участия специалистов?
Когда преемник перечеркивает все до него сделанное это кажется абсурдным. Пока не обеспечим преемственности, никаких денег и тем более времени не хватит.
6. О политической подоплеке происходящего.
Вот здесь, по-моему, разгадка сложных и непонятных доводов о необходимости резких мер по реформированию учреждений.
Вновь избранный глава города, безусловно, вправе формировать свою команду единомышленников. Здесь никаких вопросов и обид нет. Такова «чиновничья учесть». Но нельзя дальше кабинетов администрации делить весь город на «своих» и «не наших», отсекая учреждения и целые трудовые коллективы. Глава города в ответе за любые действия своих структур. И действия эти должны определяться профессионализмом и здравым смыслом, без вопросов «За кого голосовали?». Честь и хвала будет руководителю, который сумеет уберечь сильные кадры, не будет мстить за инакомыслие, попробует уберечь в дальнейшем коллективы муниципальных учреждений от предвыборных баталий.
Коллектив «Кристалла» работал не при одном главе.  Первым поверил в нас, очень много вложил в создание и развитие коллектива Г.С. Шатравка. Мы благодарны ему за это. И предать этого руководителя мы не могли.  
Большой дипломатический дар  и терпение по отношению коллектива проявил Анисимов В.Н. Он не разогнал коллектив, который не был его сторонником во время предвыборной кампании, вложил посильную лепту в развитие Центра «Кристалл» и получил хорошее «подспорье» в дальнейшей своей деятельности.  «Кристалловцы» любят и умеют работать. Разве такие не нужны городу? В наше стремительное время «политическая окраска» интенсивно меняется, а настоящих специалистов в городе не так уж и много. Экономические потери со временем можно восполнить, человеческие – нет. Необходимо ценить то, что досталось от предшественников по должности и, по большому счету от наших предков по наследству.
И последнее. Дискотека в «Кристалле» прошла паспортизацию. За разрешением ее деятельности стоят подписи всех необходимых ведомств. Если есть претензии по работе дискотеки, жалобы от населения, надо предъявить учреждению на сформированной в этих целях межведомственной комиссии. Иначе, читая о негативе дискотек «Кристалла», у меня создается впечатление о попытке «нерыночным» способом устранить конкурента для реанимированной лыжной базы. Сомневаюсь, что там будет легче обеспечить охрану общественного порядка и должный контроль за деятельностью. А куда молодежи удобнее ходить на дискотеки? Определена ли форма собственности данного учреждения? База является муниципальной, частной или ведомственной? Почему у начальника Управления культуры такое желание поддержать учреждение не своей сферы? Могу  попытаться объяснить это с точки зрения социального партнерства и создания единого культурного пространства. Но почему такая «незабота» об учреждении своей сферы?    

И.В. Краснова,
экс-начальник управления культуры