Литературная премия
13 ноября 2004
Учреждается литературная премия, призванная воспеть русскую деревню
28 октября Туринская районная Дума поддержала инициативу некоммерческого партнерства «Возрождение Зауралья» об учреждении премии им. И. Акулова «За лучшее художественное произведение, посвященное русской деревне».
По предложению председателя колхоза «Дружба» М.П. Речкалова вопрос о премии будет внесен в Ирбитский районный Совет.
Предполагается, что Акуловская премия будет способствовать привлечению к нуждам села, активизирует творческий процесс по созданию новых произведений о русской деревне, людях, трудящихся на земле, не позволит забыть имя великого писателя.
Размер премии, вручаемой ежегодно, составит 30 тысяч рублей.

Соб. инф.

Справка
Иван Иванович Акулов родился 7 сентября 1922 года в селе Урусово Ирбитский уезд (ныне Туринского района Свердловской области) в крестьянской семье. Учился в сельскохозяйственном техникуме. В 1942 году закончил Тамбовское пехотное училище и до самого конца Великой Отечественной войны находился на фронте (командир взвода, начштаба батальона 137-й стрелковой дивизии). Был дважды ранен. Демобилизован в звании капитана.
Демобилизовавшись из армии, Акулов поступил на филологический факультет Свердловского педагогического института. После его окончания (1950) работал учителем, директором средней школы, заведующим сельхозотделом в газете «Уральский рабочий», сотрудником журнала «Урал». Дебютировал повестью «Двумя дорогами» (1958) о послевоенной деревне. Член СП СССР с 1963 года.
Закончил Высшие литературные курсы. В 1966—1970 годах Акулов возглавлял журнал «Уральский следопыт».
В конце 60-х писатель купил себе дачу в пос. Семхоз близ Сергиева Посада, был близок к литературному кружку «Радонежцы».
И. И. Акулов умер 25 декабря 1988 года в Москве.

Перу Акулова принадлежат романы «В вечном долгу», «Крещение», «Касьян Остудный», «Ошибись, милуя».
Среди многочисленных художественных произведений о Великой Отечественной войне роман Акулова «Крещение» выделяется объективной правдой, в которой соединено трагическое и героическое. Значимость и силу роману «Крещение» придает не только событийная правда, но и классическая художественность, богатство русского народного языка, объемность и разнообразие созданных характеров и образов. Все это в равной степени относится и к роману Акулова «Касьян Остудный», где писатель поднимает глубинные пласты советской действительности, положение русской деревни в драматический период её жизни — переломный этап коллективизации.
По мнению критика Наума Лейдермана, «Иван Акулов — единственный на Урале настоящий романист (после Мамина-Сибиряка). Он постепенно шел к своему жанру — сначала был тривиальный соцреалистический роман „В вечном долгу“, потом — мучительная робота над „Крещением“, тут просто физически ощущаешь, как от части к части растет мастерство Акулова-эпика. Роман „Касьян Остудный“ не смог пробиться на страницы „Урала“ (его вообще не пропустили ни в один журнал), но ведь это же замечательная вещь. А возьмите критические книги или новые учебники и пособия по русской литературе 70—80-х годов. Там как только заводят речь о современных романах, посвященных „великому перелому“, сразу упираются в „Кануны“ Белова, „Мужики и бабы“ Можаева, ну ещё помянут алексеевских „Драчунов“… Но ведь „Касьян остудный“ композиционно куда крепче скроен, а какая там пластика — словно густой луг, где каждая травинка, каждый лютик выписаны. А собственно историческая концепция акуловского романа куда многомернее, сложнее, чем в других романах на сходную тему»



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений