Летопись колхоза «Урал» Свердловской области

Летопись колхоза «Урал» Свердловской области
Уважаемый читатель!

В Ваших руках необычное для нашей современности издание – летопись одного из крупнейших сельскохозяйственных предприятий Свердловской области – колхоза «Урал» Ирбитского района. Это издание – дань исторической справедливости коллективному труду поколений колхозников, сумевших подняться из беспросветной нищеты, благодаря своему труду, любви к земле, крестьянскому образу жизни.
За 45 лет истории колхоза произведены десятки тысяч тонн молока и зерна, тысячи тонн мяса и другой сельскохозяйственной продукции для населения Свердловской области и это не оценить невозможно.
Колхоз пережил множество политических и экономических шатаний и реформ, сохраняя поступательное движение вперед в производстве и социальной жизни сельчан. Это стало возможным благодаря преемственности поколений колхозников, руководителей и рядовых тружеников хозяйства. Династии Большедворовых, Черновых, Коростелевых, Долгополовых и многих других широко известны в Ирбитском районе и в Свердловской области.
Конечно же колхозу повезло в том, что за 45 лет его возглавляли мудрые и ответственные перед народом лидеры – это и первый председатель Эдуард Александрович Кадолко и сменивший его в 1976 году Евгений Леонидович Пильщиков, и возглавляющий хозяйство с 1982 года по настоящее время Валерий Сергеевич Никифоров.
Все эти руководители неординарны, каждый из них – талант и предан колхозному делу, иначе бы колхоз за свою историю не занимал столь высоких позиций и в области, и в стране, коими он знаменит сегодня, входя последние три года в 300 лучших предприятий России.
У колхоза светлое, хотя и трудное будущее. Освоив в производстве более 5000 килограммов надоев на корову, выращивая урожай зерновых до 43 центнеров с гектара, сегодня это предприятие динамично и поступательно развивает свое хозяйство, осваивает новые технологии, повышает благосостояние колхозников.
По труду и честь.
Спасибо всем колхозникам за ратный труд, здоровья и благополучия в каждой семье, в каждом сельском доме.

С. М. Чемезов
Заместитель председателя правительства Свердловской области,
министр сельского хозяйства и продовольствия

Предисловие

Нередко каждодневные будничные дела заставляют нас забыть о том, что время летит быстро, лишь очередная юбилейная дата позволяет нам оглянуться назад и по достоинству оценить достигнутое.
Сорок пять лет – целая эпоха в истории страны и нашего колхоза.
Воссоздать события давно минувших дней поможет книга об удивительном хозяйстве, о людях, которые своим самоотверженным трудом прославили колхоз «Урал».
Идея создания истории хозяйства возникла в трудный для сельскохозяйственного производства период – перестройка, постперестроечные годы... Колхозы почти повсеместно стали считаться неэффективной формой организации труда. Отрицательно сказалась на их работе ликвидация планово-распределительной системы, разрушение прежних хозяйственных связей, нарушение целостности системы материально-технического снабжения, диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности.
В последнее десятилетие резко снизилась покупательная способность населения. Около половины населения страны находится за чертой бедности и не может питаться в соответствии с необходимыми физиологическими нормами, возросла заболеваемость и смертность. В этих условиях сокращение потребления жизненно-важных продуктов питания в расчете на человека представляет опасность для здоровья нации. Поэтому труженики колхоза «Урал» делали и делают все возможное для уменьшения опасных тенденций.
По итогам работы за три последних года колхоз стабильно входит в число трехсот лучших сельскохозяйственных предприятий Российской Федерации, приближается к началу списка ста самых крупных и эффективных хозяйств молочного направления.
История для того и пишется, чтобы сохранить правду. Еще в последней четверти XIX века крестьянство России создавало артели и товарищества, а в 1906 году существование подобных предприятий было зафиксировано в Германии.
Конечно, социально-экономические процессы, в которые было вовлечено наше государство в начале XX века, значительно повлияли на сельскохозяйственное производство, но российское крестьянство тем и замечательно, что в любых условиях возрождается и кормит страну.
Несомненно, при создании коллективных хозяйств в 1929-1931 годах были допущены серьезные перегибы, но нужно отметить, что в нашей стране любое начинание без них не обходилось, не обходится и теперь, к сожалению.
Не следует забывать о невероятно трудном для колхозного крестьянства времени – Великой Отечественной войне, когда остались в производстве женщины, старики и дети-подростки. Это они обеспечивали бойцов продовольствием, шили кисеты, вязали носки и варежки,.. теряли родных и близких. Наверное, не найдется такой семьи в колхозе «Урал», которую стороной обошла «похоронка».
Трудные послевоенные годы. Силы нашего государства были прежде всего направлены на восстановление разрушенного войной хозяйства.
Объективно сложилось так, что всерьез на развитие села, его нужды государство обратило внимание лишь в шестидесятые-восьмидесятые годы. Быстро набирало темпы сельскохозяйственное производство; пик развития пришелся на девяностые. Но в условиях перехода к рыночным отношениям многие производственные объединения оказались в крайне сложном экономическом положении, а колхоз «Урал» устоял, разработав и осуществив собственную программу выживания, сбережения ресурсов и интенсивного наращивания производства, обеспечил себе ежегодную стабильную прибыль, гарантированный рынок сбыта сельскохозяйственной продукции.
Сегодня колхоз «Урал» является крупным многоотраслевым сельскохозяйственным комплексом, объем производства которого увеличился за период с 1991 года по настоящее время почти в два раза.
Основа успехов сегодняшнего дня – самоотверженный труд людей, уральская закалка, любовь к родной земле – все это помогает труженикам преодолевать сложности нашего неспокойного времени.
Пусть кто-то говорит, что колхозный строй не предполагает демократии, но именно в условиях колхоза людям более всего доступно управление хозяйством: работник имеет право высказаться на правлении, общем собрании бригады, колхоза; его выслушают и учтут изложенные соображения, даже если это мнение меньшинства.
Колхоз «Урал» дает возможность сельскому труженику проявить себя, свои способности в полной мере, профессионально определиться.
В условиях нашего хозяйства люди могут позволить себе жить достойно, а не выживать. Человек экономически независимый, высоко держит голову, уважая себя, с уважением относится и к другим.
Легко красиво говорить, а мы стараемся подтверждать слово делом. Выполняя задуманное, удивляем Урал, удивляем Россию.
Все вышеперечисленное – лишь некоторые свидетельства экономического благополучия хозяйства, которое просто так само собой не образуется – это результат работы людей, колхоза, девизом которого являются слова: «Двигаться вперед, только вперед, не оглядываясь назад, через тернии – к успеху!»
Дорогие читатели, люди, которые работали и работают в колхозе «Урал» заслужили, чтобы о них осталась добрая память, они заслужили уважение и почет.

В. С. Никифоров,
председатель правления
колхоза «Урал»

Крестьянство должно быть потомственным.
В. Шукшин

От авторов

«Не хлебом единым жив человек», - гласит народная мудрость. Лучше всех понимают это, наверное, сами хлеборобы. Не случайно идея создания книги о тружениках колхоза «Урал» родилась у их председателя - Валерия Сергеевича Никифорова. Не только достойная зарплата и нормальные бытовые условия нужны селянам. Прежде всего, необходимо уважение к их нелегкому труду, нужно, чтобы знали, кто создает сегодняшнее изобилие продовольственных прилавков, чтобы сохранялась память о тех, кто прежде честно трудился на их родной земле, чтобы не порвалась невидимая нить времен.
Для этого и написана данная книга. При ее подготовке были использованы документы из фонда колхоза «Урал», хранящиеся в Ирбитском районном архиве, материалы текущего делопроизводства хозяйства, статьи районных газет Краснополянского, Еланского, Байкаловского и Ирбитского районов, воспоминания ветеранов и сегодняшних работников колхоза. При подготовке предисловия и приложений использованы документы Государственного архива Свердловской области, Центра документации общественных организаций Свердловской области, Государственного архива в г. Ирбите.
Основу книги составляет погодовое описание основных событий из жизни колхоза с его создания в 1958 году до сегодняшних дней, то, что принято называть летописью. При этом основное внимание уделено не производственным показателям, а тем людям, трудом которых крепло хозяйство «Урала». Одни из них просто упомянуты добрым словом, о других, чей вклад в благосостояние колхоза особо весом, сказано больше.
Однако, даже при всем желании, невозможно рассказать о всех достойных тружениках «Урала», поэтому в конце книги приводится список лучших работников хозяйства за все время его существования, составленный советом ветеранов и правлением колхоза. Чтобы сделать книгу максимально близкой для всех коренных жителей сел и деревень, входящих в колхоз, дать им воочию почувствовать сопричастность к крестьянскому роду, в первом приложении приводится список всех домохозяев сельских обществ Чубаровской волости, территории которых входят в нынешний колхоз «Урал». По никитинской стороне таких сведений найти не удалось. Во втором приложении помянуты невинные жертвы раскулачивания зимы 1929/30 года. Следующее приложение содержит мартиролог не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной.
Самостоятельной частью книги является фотолетопись колхоза, создание которой стало возможным благодаря фотографу Ю. И. Жукову, запечатлевшему на пленку основные вехи истории хозяйства. Хоти и не мало снимков Юрия Ивановича помещено в книге, это только небольшая часть из снятого им.
Авторы выражают сердечную признательность председателю совета ветеранов хозяйства Нине Александровне Шестовских, специалистам колхоза Наталье Александровне Туйковой, Светлане Васильевне Долгополовой, Владимиру Тимофеевичу Большакову, работникам управления сельского хозяйства Ирбитского района Любови Викторовне Соболевской и Татьяне Петровне Брянцевой, директору Ирбитского районного архива Татьяне Геннадьевне Гейслер, а также Виктории Яковлевне Коростелевой, Изе Федоровне Плетневой, Ларисе Ивановне Прытковой и Николаю Александровичу Полушкину за помощь, оказанную при работе над книгой.

Введение

В двадцати километрах к юго-востоку от Ирбита, на границе с Байкаловским районом, где, не спеша, течет река Кирга, впадающая в Ницу, раскинулись земельные угодия колхоза «Урал». На территории хозяйства расположены деревни Чубарова, Бессонова *, Малахова, Большедворова, Вяткина, Еремина, Короли и Никитина; центральная усадьба находится в селе Черновском.
В самой северной части хозяйства, в левобережье Ницы, где еще не так давно существовали деревни Басаны и Кашина, расположены озера, на берегах которых некогда гнездилось большое количество дичи. В лесах водился промысловый зверь и птица, в изобилии произрастали грибы и ягоды.
По мнению ирбитского краеведа Я. Л. Герштейна,  к одному из лучших мест района относится Белая гора возле деревни Бессоновой. «Видно отсюда на 25-30 километров окрест, - пишет краевед. - На северо-западе зеркальной змейкой извивается река Ница. На ближних лучах стеклами блестит водная гладь озер Круглого, Мохового, Глухого, Осинового и доброго десятка других озерков поменьше. Дальше, до самого горизонта - необъятное море леса. Начинается он сразу за деревней и тянется по увалам на десятки километров.
В лугах за Ницой, недалеко от деревни, широко и привольно раскинулись калиновые заросли. Простираются они не на один километр. Так уж угодно было распорядиться самой природе.
В ясную погоду с Белой горы  виден Ирбит. Особенно красив он вечером, покрытый заревом электрических огней. На юго-западе взору предстает широкий простор колхозных полей с изредка встречающимися островками осиново-березовых колков» **.
Немало поэтических этюдов об этих красивых местах поместил в районной газете Андрей Михайлович Бессонов, проживавший в деревне Бессоновой.
По словам Я. Л. Герштейна, «в окрестностях села Черново некогда рос вековой сосновый лес. Это видно по многим старинным избам, сложенным из толстых бревен. Лавки, половицы и голбечные плахи - диаметром до полуметра. Еще в двадцатые годы по деревням можно было увидеть колоды-долбенки, предназначенные для дачи корма скоту.
Они были сделаны из бревен до шестидесяти сантиметров в диаметре. У некоторых колодцев творила-срубы изготовлялись из цельных стволов-дуплянок. А для этого нужно было дерево толщиной не менее восьмидесяти сантиметров. Такие толстые и тяжелые бревна не увезти на крестьянской лошади за многие километры. Видимо, рублены они были в непосредственной близости от деревень» ***.
___________
* До революции название деревни Бессоновой писалось через «з» - Безсонова; так мы и называем ее в повествовании до 1917 года.
** Герштейн Я. Л. Край наш ирбитский: Краеведческие очерки. Екатеринбург, 1997.
С.162.
*** Там же.

А. Бессонов писал в 1982 году: «Изба жительницы деревни Вяткиной Черновского сельсовета Ирины Терентьевы Лопатковой, по-моему, представляет музейную ценность. Она срублена топором сто лет назад из толстых кондовых бревен. На фронтоне сохранилась надпись: построена 17 мая 1882 года. Старинная покраска стен, роспись голбца недавно восстановлены, печь же ни разу за сто лет никем не перекладывалась».
«За свои восемьдесят лет, - вспоминал Бессонов, - я встречаю вторую такую избу. Первая (уже в разобранном виде, без крыши и потолка) одно время стояла в деревне  Бессоновой Черновского сельсовета. Она была срублена всего из восьми рядов таких же толстых бреве
н и принадлежала Бессоновой Анне Николаевне, а досталась ей от отца  - Николая Фадеевича Бессонова» *.
Так, что не удивительно, что именно здесь, в красивейшем месте на всем протяжении реки Ницы, богатом зверем и хмельными угодиями, в окружении кондовых лесов, обосновались первые русские насельники края.

*    *    *
В бессмертном труде Г. Ф. Миллера «История Сибири» сказано: «В 7132 (1624) г. [от сотворения мира]  по приказу тобольского воеводы кн[язя] Юрия Яншеевича Сулешова- Черкаского  были построены на реке Нице две новые слободы - Чубарова и Красная.
Они были очень быстро населены, потому что, с одной стороны, эти места имеют большие природные преимущества, а с другой - переезд охочих людей облегчался выдачами из казны ссуд деньгами и хлебом. На месте первой слободы, находившейся на возвышенности южного берега реки Ницы, в 68 верстах от ее устья, стояла в старину татарская крепость, называвшая Чубар-тура. Это название было переделано на русский лад в Чубарово городище; под таким названием это место было известно еще до того, как было решено постоить здесь слободу.
Впервые предложение  о построении этой слободы сделал письменный голова Никита Беглецов, но ее устройство было поручено туринскому сыну боярскому ** Максиму Егонскому. Каждый крестьянин получал 5 рублей денег, двух лошадей, корову, двух овец, десять кур, свинью и ежемесячно, до первого урожая, по полосьмины  (2 четверика) *** ржи и полосьмины овса. Для посева было выдано каждому по одной четверти (8 четвериков) ржи и 2 четверти овса. Пашенные люди должны были за это каждый распахать на государя две десятины под рожь и столько же под яровое, семена для чего также были выданы из казны. В 7133 (1625) г. в Чубаровой слободе впервые посеяно было 20 четвертей ржи…» *
Другой известный дореволюционный исследователь Передней Сибири П. Н. Буцинский писал **, что ранее всех слобод на Нице «возникла слобода Чубарова, или Чубарово городище; она так называлась потому, что около нее находился татарский город Кичубаевой волости Зубар - резиденция главы этой волости мурзы Гильдейки Кельдебанова. Начало этой слободы положено в 1623 году. В этом году тобольский воевода Ю. Я. Сулешов писал туринскому воеводе: «По государеву указу велено в сибирских городах прибрать на Чубарово городище из охочих людей пашенных деловых крестьян и тебе бы, воеводе, послужить и прибрать 50 человек, а сказывать охочим людям государева жалованья на платье и на всякий обиход денег по 5 рублей человеку, по две лошади, по корове, по две овцы, по свинье и по 10 кур, да месячные им по полу-осмине (2 меры) ржи и овса, да им же присевать на себе по чети ржи и по две чети овса государевыми семенами, а на государя им пахать по 2 десятины ржи человеку». Кроме этого жалованья, как единовременного дарового пособия, всем охочим людям, изъявившим желанием поселиться в Чубаровом городище, обещана ссуда по 12 рублей на человека с тем, чтобы они немедленно построили избы, клети и дворы. Такая широкая помощь оказывалась правительством потому, что охочих людей в Туринске было мало и их нужно было привлечь из других уездов, а привлечь и возможно было только такими пособиями. Как видно из отписки туринского воеводы и челобитной татар Кичубаевской
___________
* Бессонов А. Избе – сто лет // Восход. 1982. 17 июля.
** Боярский сын – дворянин на жаловании, т. е. с пожизненным поместьем, обязанный за это служить (Вл. Даль).
*** Хлебные меры; осьмина равнялась четырем четверикам, что составляло примерно четыре пуда.

волости, на Чубаровом городище в том же 1623 году уже поселилось несколько семейств крестьян. Воевода туринский в начале 1624 года писал Сулешову, что присланные деньги 100 рублей уже все роздал на подмогу крестьянам, и что приходят новые охочие люди и просят государева жалованья. По этой отписке тобольский воевода послал еще 250 рублей для этой же цели. Благодаря этим пособиям Чубарова слобода заселялась довольно быстро: в 1624 году в ней было 50 человек крестьян, прибранных из захребетников и гулящих людей; в следующие два года туда же прислано из Тобольска ссыльных людей 11 человек  и велено их устроить в пашенные крестьяне.
Затем, - продолжал П. Н. Буцинский, - почти ежегодно по одному и по два человека из гулящих и из ссыльных людей туринские воеводы селили в Чубаровой слободе. Но в 1634 году на эту слободу, как и на другие слободы по реке Нице, напали «Кучумовы внучата», разорили и пожгли много дворов, увели значительное количество скота и несколько человек убили. Правительство снова пришло на помощь, и всем пострадавшим для постройки дворов и для покупки скота прислано 200 рублей денег. В 1640 году в Чубаровой слободе было 70 человек пашенных крестьян, обрабатывавших государевой пашни 46 десятин в поле. Наконец, в 1645 году в ней было уже 85 человек, пахавших на государя 50 десятин в поле. Крестьяне Чубаровой слободы ежегодно доставляли в
___________
* Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. М., 1941. С.75-76.
** Буцинский П. Н. Сочинения в двух томах. Т. 1. Заселение Сибири и быт первых ее насельников. Тюмень, 1999. С.77-79.

Тобольск значительное количество разного хлеба с государевой пашни, а равным образом и для себя столько обрабатывали земли, что могли ежегодно продавать правительству по 400 и 500 четвертей ржи. Около 1628 года в этой слободе поставлена таможенная застава, а после вышеупомянутого погрома «Кучумовыми внучатами» в ней построили острожек, в который ежегодно на все летнее время, когда можно было ожидать нападения неприятелей, присылались из Тюмени или из Туринска служилые люди. Но постоянно в этой слободе находились 4 затинные железные пищали, 47 пищалей ручных и несколько пудов пороха, свинца и пушечных ядер *.
Чубарова слобода доставляла и денежные доходы казне, и в ней велись разные сметные книги. Доходы эти были незначительны, но зато и расходы были совсем ничтожны. Например, в 1638 году собрано всяких денежных доходов 28 р. 62 к., в 1637 году - 33 р. 20 к., в следующем году - 33 р. 81 к., между тем, как ежегодные расходы не превосходили и полутора рублей. Эти расходы производились на следующие предметы: на бумагу, чернила и холст 1 р. 20 к. и на «государевы заздравные молебны» - по 22 к. ежегодно. К чести жителей Чубаровой слободы относится то, что они не любили судиться: за три года правительство ни копейки не получило с судных дел, «потому что, - замечает составитель сметной книги, - таковых дел не было никаких». (На этом П. Н. Буцинский заканчивает рассказ о Чубаровской слободе.)
Чубаровская слобода, в отличие от Рудной, Ницинской и Ирбитской, относившихся к Верхотурью, считалась, также как и Киргинская слобода, «тобольского присуду Туринского уезда». Связано это было с тем, что своим возникновением она была обязана заботам тобольского воеводы, поэтому была приписана к Тобольску, но располагалась на землях, принадлежавших туринским ясачным людям и некоторое время зависела от Туринска. Пограничное положение местности по реке Кирге характерно для всей ее истории (исключая XIX век). Особенно часто межевались прикиргинские земли в XX веке; и сейчас они по-прежнему пограничные.
Во второй половине XVII-XVIII веках население Чубаровской слободы ** росло за счет переселенцев из северных районов России. Вновь прибывшим крестьянам предоставлялись льготы в виде подъемных денег и освобождения от налогов в течение нескольких лет.
Уроженцы Чубаровской слободы стали основателями новых слобод в Тобольском уезде:
___________
*В «Списке перечневом острогов и слобод» Тобольского уезда, составленном С. У. Ремезовым в 1707 году, про Чубаровскую слободу сказано: «В слободе два острога большой да малый стоячие мерою 436 сажень в том числе четыре башни да колокольня а с крепостию около острогу ров и поделаны надолбы и рогатки. В том остроге пищаль затинная весом пуд два фунта мерою два аршина два вершка 15 мушкетов к стрельбе не годны четыре пуда 38 фунтов пороху пушечного 22 фунта с фунтом в кулях свинцу». (Лукич. 2000. № 3. С. 32. Документ опубликован Н. А. Балюк.)
**Под слободой в те времена понимались как сама слобода, так и относившиеся к ней деревни, что позднее получило название волости.

Василий Константинов Пухов заложил в 1681 году Усть-Суерскую (Пуховскую) на реке Тоболе, Степан Федоров Нестеров - Белозерскую в 1678 году, Яков Борисов Лепихин (один из руководителей раскольнического движения в Зауралье) - Красноярскую в Верхотурском уезде в 1670 году.
В переписной книге 1682 года среди пашенных крестьян деревни «Менщиковой Большой над рекою Ницою» показан Терентий Степанов Дягилев - пращур в седьмом колене известного русского балетмейстера С. П. Дягилева. Сын Терентия - Федор в начале XVIII века жил в деревне «Филиппа Малахова при реке Шаве» *.
В 1692 году через Западную Сибирь проехало русское посольство в Китай; 23 сентября миссия «оставила за собой укрепленные слободы Ирбитскую, Киргинскую, Субаровскую, оказавшиеся в хорошем состоянии». Посол Избрант Идес, уроженец Шлезвиг-Голштинии, отмечал, что оставленная ими территория «превосходит другие не только числом жителей, сколько главным образом плодородием почвы и богатыми урожаями, здесь богатые села, где можно купить что угодно в избытке…» **
Со временем Чубаровская слобода, в связи с освоением новых, более плодородных земель Сибири и быстрым ростом металлургических центров Урала утратила свое экономическое значение.
В конце XVIII века Чубарова отошла от Сибири к Уралу - вошла в состав Ирбитского уезда Пермской губернии. В 1798 году была образована Чубаровская волость. Вошли в нее села Чубаровское и Чурманское, деревни: Меньщикова, Малая Меньщикова, Потапова, Боталова, Мосеева, Дягилева, Межевая, Филиппо-Малахова, Тихонова, Ларина, Лукина, Шевелева, Чернова, Поротникова, Комарская, Шушарина, Безсонова, Кашина, Малахова, Шадрина и Зырянская. Деревни Никитина, Лежнева («Еремина тож») и Вяткина входили в состав Киргинской волости, как и само село Подволощинское (Знаменское); после возникновения Знаменской волости они отошли к ней, но Вяткина и Лежнева остались в приходе Спасской церкви села Киргинского.
Территория Чубаровской волости также постепенно сокращалась и к концу XIX века в ней остались села Чубаровское, Черновское и Шадринское, деревни Басаны, Кашина, Большая Менщикова, Ближняя и Дальняя Зырянская, Безсонова, Чуракова, Лукина, Ларина, Квашнина, Береговая, Тихонова, Филиппо-Малахова, Шевелева, Прыткова, Поротникова, Коростелева, Малахова, Ближняя и Дальняя Комарская ***. В Чубаровском имелась четырехпрестольная Рождество-Богородицкая церковь, заложенная в 1768 году. В Черновском - трехпрестольная Успенская, освященная в 1888 году ****.
___________
* Могильников В. Происхождение рода Дягилевых // Восход. 1991. 14 декабря.
** Идес И. и Бранд А. Записки о русском посольстве в Китай (1692-1695). М., 1967. С. 80.
*** Еремин А. Ирбитская деревня в конце XIX - начале XX века. Екатеринбург, 1997. С. 70-71.
**** Лавринов В., протоирей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 246.

В 1870 году в Чубаровском было открыто народное училище, содержавшееся за счет земства. Вскоре оно перешло в ведение Министерства народного просвещения - стало содержаться за счет казны. В мае 1890 года училище осмотрел инспектор Диомидов, отметивший в своем отчете: «Училище в учебно-воспитательном отношении в общем находится в удовлетворительном состоянии. Законоучитель * и преподаватели в нравственном отношении ведут себя хорошо и относятся к своему делу с должным усердием; с педагогическими приемами и способами преподавания достаточно знакомы.
Закон Божий преподается катехизическим способом при помощи наглядных пособий, по учебникам и руководствам Соколова и Рудакова. При осмотре этого училища учащиеся обнаружили довольно удовлетворительные познания событий из священной истории ветхого и нового завета; знание же молитв не вполне удовлетворительное, так, например, дети, начиная говорить наизусть одну молитву, сбиваются и переходят на содержание другой молитвы».
«Чтение по русскому и церковно-славянскому языку можно признать удовлетворительным, - продолжал инспектор. - Все дети читают печатное и скорописное письмо бегло и выразительно, отчасти только не соблюдая должной интонации. При даче мною диктовок учащиеся обоих классов довольно правильно писали их, четко и красиво, а потому я нахожу возможным признать письмо с орфографической и каллиграфической стороны удовлетворительным.
При решении арифметических задач устно и письменно замечено мною, что дети далеко не приучены к быстрому соображению, особенно при решении устных задач, хотя на досках решали задачи верно…»
Изучали дети чубаровских крестьян также географию, естествоведение и русскую историю, пение и рукоделие. На занятиях рукоделия девочек учили вязать, вышивать, шить и кроить **. В феврале 1894 года при Чубаровском училище появилась библиотека.
В январе 1897 года в Черновском была открыта церковноприходская школа в память в бозе почившего государя императора Александра III. К первой мировой войне народные училища открылись в Кашиной и Безсоновой, а также в Никитиной и Вяткиной (Выселке).
В 1895 году в Чубаровском возникло первое в Ирбитском уезде потребительское общество. Через восемнадцать лет в селе появилось кредитное товарищество, обеспечивавшее местных крестьян доступным кредитом. В Черновском имелся фельдшерский медицинский пункт.
___________
* Законоучитель - местный священник, преподававший Закон Божий.
** Журналы XXI очередного Ирбитского уездного земского собрания с отчетами и докладами Ирбитской уездной земской управы за 1890 год. Ирбит, 1891. С. 208-209.

Начало XX века ознаменовалось русско-японской войной и первой русской революцией. Вскоре грянула германская. А. Бессонов писал в одной из своих заметок в районной газете: «Помню знойное лето 1914 года. С утра до вечера все - от мала до велика - на уборке урожая. И вдруг страшная весть: «Война с Германией». Ушли на фронт мужчины и из нашей деревни. А потом все чаще стали приходить известия-похоронки. Александр Семенович, Иван Дмитриевич, Антон Кузьмич Бессоновы погибли в боях» *.
Двадцать четвертого ноября 1915 года газета «Пермская жизнь» сообщила: «21 октября в одном из петроградских лазаретов скончался от тяжелых ран, полученных в бою под Ригой, прапорщик Василий Яковлевич Беззубов - первая жертва в войне из учителей Ирбитского уезда».
По сведениям артемовского краеведа Александра Ивановича Брылина   В. Я. Беззубов - уроженец Чубаровской волости **. После окончания местного училища, его, как сироту, приняли в Пермское духовное училище, которое он блестяще окончил. Но юноша не пошел по духовной стезе, а вернулся и стал учителем. По словам А. И. Брылина: «Это был человек прогрессивных взглядов и сразу же попал в немилость властей. После революционных событий 1905 года ему пришлось оставить родину и, страшно бедствуя, скитаться по городам России. Но, несмотря на лишения, уралец находит возможность учиться, получает высшее образование и работает агрономом сначала в Волынской, а затем в Уфимской губерниях».
После начала войны с Германией Василий Яковлевич пошел добровольцем в армию, закончил курсы командиров и принял командование ротой. В упомянутом сообщении «Пермской жизни» писалось: «Командуя своей ротой, Беззубов во время атаки немцев один из первых прорвался до вторых неприятельских заграждений, лично захватив несколько военных трофеев. Тут он и был смертельно ранен в голову разрывной пулей. Солдаты роты на руках вынесли командира с поля боя».
Затем последовали события 1917 года. В феврале в Петрограде свергли царя, а октябре пало и Временное правительство. В 1918 году в Чубаровской волости установилась советская власть. По словам А. Бессонова первым председателем Чубаровского волисполкома стал Николай Лаврентьевич Лукиных. «И снова война - гражданская, - вспоминал Андрей Михайлович, - 1920 год. Хлеб с лебедой, без соли, по вечерам свет от лучины, домотканая одежда…» ***
В это время появились на чубаровской земле первые ростки коллективного земледелия. 1 января 1921 года в Бессоновой организовалась артель «Роза Люксембург». Вошло в нее 11 мужчин и 13 женщин. Артельщики располагали почти 13 десятинами земли, имели 19 рабочих лошадей и 16 голов крупного рогатого скота. В следующем месяце возникла коммуна «Красный лужок» в Малой Черновой.
___________
* Бессонов А. Вечная молодость // Восход. 1974. 28 августа.
** Брылин А. Ирбитчане в первой мировой // Восход. 1994. 28 июля.
*** Бессонов А. Вечная молодость…

Вошли в нее 7 мужчин и 11 женщин. Коммунары имели 14 десятин земли, 14 рабочих лошадей, 11 голов крупного рогатого скота. Председателем коммуны в 1922 году был некто П. Чернов. В Чураковой (Шушариной) возникла артель «Свободный труд». По устному свидетельству, осенью 1918 года, то есть еще при власти белых, в деревне Старой Вяткиной Знаменской волости агроном Федор Быков организовал коммуну. Но дело в ней не заладилось и вскоре сам организатор покинул свое детище. В 1922 году в Вяткиной же по инициативе С. Д. Быкова **** возникла артель «Прогресс». В 1923/24 году, в связи с землеустройством, артельщики выехали на отдельный заброшенный земельный участок, за 18 верст от деревни, находившийся на территории Долматовского сельсовета Знаменского района. 17 мая 1929 года окружная газета «Голос крестьянина» опубликовала заметку коммунаров, писавших: «С.-х. коммуна «Прогресс» является одним из старых колхозов. Хотя она до 1928 года была в форме артели, но по процессам обобществления не отличалась от коммуны.
Туго приходилось сперва коммуне. Она первое лето жила в амбарах, пищу готовила у костра, а хлеб пекла в деревне, напекали на неделю и больше.
Годы упорной работы себя оправдали. Теперь коммунары живут в 15 домах по 2-3 семьи в доме. Всего мужчин 57 ч[еловек], женщин 55 ч[еловек], иждивенцев обоего пола 62 ч[еловека]. Трудоспособных 60 ч[еловек]. Состав бедняцко-середняцкий».
Однако, по словам бывшей коммунарки Анны Андреевны Лобановой, таких трудностей артельщики все же не переживали. В сентябре 1926 года коммунары купили трактор «фордзон». В колхозе имелась мельница, работавшая от тракторного двигателя. Дети коммунаров учились в долматовской школе.
Просуществовал «Прогресс» до середины 30-х годов.
___________
**** Семен Данилович Быков родился в 1892 году в деревне Вяткиной в крестьянской семье. В конце двадцатых годов был видным колхозным организатором в Ирбитском округе – заместителем председателя Ирбитского окрколхозсоюза, председателем совета Туринской районной коммуны «Красный путиловец», председателем Туринского райколхозсоюза, председателем Туринского райисполкома; впоследствии работал директором Зайковской и Малаховской МТС. Был репрессирован; заключение отбывал в Вязьменских лагерях. После освобождения снова работал на руководящих должностях. Умер в 1943 году от чахотки.

Особенностью первой коллективизации было то, что коммунары выезжали за пределы своих деревень на новые места, даже землю часто получали из госфонда. После перехода республики к нэпу большинство коллективов распалось. Напоминанием о первых чубаровских колхозах остались выселки Роза Люксембург и Свободный труд.
Нашло отголосок в Чубаровской волости  Западно-Сибирское крестьянское восстание 1921 года. Списки участников волнений хранятся в фонде Чубаровского волостного исполкома в Государственном архиве в городе Ирбите.
Постепенно деревня успокоилась. В 1923-1924 годах прошло районирование Урала. Чубаровская волость была ликвидирована. Часть ее территории оказалась в Еланском районе, а часть - в Знаменском. Были образованы укрупненные сельсоветы. В Чубаровский сельсовет Еланского района вошли село Чубаровское, деревни Шушарина, Бессонова, Кашина и Басанова, упомянутые выше выселки; позднее возникли выселки Золотой ключ, Первомайский и Ясная поляна; имелись хутора Аникино, Ежово, Лукиново и Щукинский. В Черновский сельсовет Знаменского района вошли село Черновское, деревни Малая Чернова, Комарская, Коростелева, Поротникова (Большедворова) и Малахова. В двадцатые годы в Знаменском районе был самостоятельный Никитинский сельсовет, объединявший деревни Никитину, Короли, Еремину, Старую Вяткину и Вяткину, поселок Кутенки, хутора Быково и Лога *.
___________
* Еремин А. Ирбитская доколхозная деревня. Екатеринбург. 1998. С.141, 144, 145.

Двадцатые годы стали последним десятилетием единоличной деревни. Агафья Антоновна Бессонова, чья молодость пришлась на это время, вспоминала: «Нелегкая доля выпала нашему поколению. Но, несмотря на все изломы судьбы, умели мы ценить даже крохотные жизненные радости. Помню, вечерами, уставшие, собирались у ворот, песни пели, кто-то на гармошке играл, мой дед - на гитаре и балалайке. А какие игры придумывали! А как веселиться умели! Ведь до сорока человек в одном доме собиралось. Ну, немного выпивали, но ведь ни драк, ни скандалов не учиняли. И нас, девчонок, наши ребята как-то уважали. Оберегали, заботились. Даже не помню случая, чтобы какая-то до замужества забеременела. Мы берегли честь свою девичью, и парни считались с этим».
А. Бессонов, осуждая запивавшуюся деревню, приводил в пример деревенский быт тех лет *. «И вот передо мной встает знакомая картина, - писал Андрей Михайлович. - Больших «престольных» праздников в году два-три. Как их проводили?
Еще до праздника хозяин заботился, как бы ему приобрести белой муки - «крупчатки». Покупает «голову» сахару (раньше сахар продавали целыми кусками в виде
___________
*Бессонов А. А действительно: давайте пить чай! // Восход. 1971. 16 января.

конуса), достает чаю, сладостей и бутылочку-две водки.
К празднику и в другом готовятся: летом дорожки у оград и садиков песком посыпают, зимой горку зальют, чтобы на санках покататься.
Но вот праздник наступил. Из соседних деревень съезжаются гости. Хозяин приветливо их встречает, приглашает в дом и усаживает за стол, уставленный всевозможными яствами. Перед едой хозяин подает на подносе каждому гостю по рюмочке водки. Гости произносят тост в честь праздника и выпивают за здоровье хозяев.
Хозяйка угощает сначала холодными закусками, рыбными пирогами, потом приносит щи, кашу, блины, жареное мясо и в конце - сладкое: кисель, компот, чай.
После обеда начинаются разговоры на разные темы. Примерно через два-три часа хозяин снова подносит пожилым людям по рюмочке. Потом гости поют песни, если есть музыка - пляшут.
Под вечер, если это весной, идут на общественное гулянье или «на круг», где устраиваются игры, пляски, а то и мерянье силами. Зимой конские бега смотрят, на санках катаются».
Вспомнил Андрей Михайлович, как потчевали гостей в будние дни: «Для родных или знакомых, пришедших в гости, хозяйка в первую очередь ставит под трубу самовар, готовит простое кушанье, делает крепкую заварку чая. У заботливых хозяек всегда найдется что-либо вкусное: пончики, оладьи, блины, сдоба и, конечно, сахар. Без него какое же чаепитие. О выпивке в таких случаях не бывало и речи».
Конечно, не была деревня двадцатых годов «счастливой крестьянской страной Муравией». Человеческая память сохраняет лучшее, отсеивая охвостье былых проблем.
На смену единоличной деревне, с ее патриархальным укладом, привязанностью к своему наделу, ее добродетелями и пороками, пришла новая колхозная жизнь. Сплошная коллективизация глубоко перепахала уклад жизни чубаровских и черновских хлебопашцев, открыв новую страницу в истории российской деревни.




ООО "Печатный вал" (новости)
Александр Камянчук (краеведение)