Аникин В.К. Бани и улица Веселая

Аникин В.К. Бани и улица Веселая
Один из материалов серии заканчивался упоминанием о торговых банях в ярмарочные времена. Дело это, было очень доходное, и немало ирбитских мещан и купцов испрашивали место под устройство бань. Ирбитская же Дума, не смотрела, кто заявитель, а заглядывала в городовое положение (по нынешнему Устав города), где было обозначено, что и где можно. Читатель в возрасте помнит, что канализации, как таковой, в прошлом не существовало. Были канавки – ручейки (а в советское время трубы), сбрасывающие мыльные воды в реку Ирбит. Поэтому совсем не случайно места под бани отводились за городом, но опять же вблизи рек.
В пояснении к плану Ирбита за 1891 год для приезжих на выбор предлагались так называемые торговые бани Шипицина, Луканина, Солдатова, Словцова, Щелканова, Головизникова, Феденева, Баскова. Все бани были на окраине, у реки или за ней.
Любопытно, но читатель «Ирбитской жизни» сам поймет, почему небольшая продольная улица от Главной до реки (с направлением с юга на север) именовалась в ярмарочные времена «Веселой». Конечно, окраина ее была известна банями, да еще и на утеху приезжим купцам – с девками. За рекой Ирбит, который завершал улицу Веселую, была баня Баскова, а до моста на углу улиц Береговой и Веселой, гостей ждала баня Волковой.
Как свидетельствовал известный краевед И.Я. Антропов в книге «Были Ирбита», Евдокия Николаевна Волкова была содержательницей самых дорогих бань Ирбита. Дом не сохранился, но в нем каждый номер был из трех комнат: прихожей, гостиной и ванной. «Из конца в конец России, шла слава Ирбитской ярмарки, и всегда рассказчик добавлял: ну а бани – это особый сказ! Много света белого объехал, а таких… Не бани, а ресторация! Хошь, мойся, хошь, гуляй». И гуляли.
Веселую улицу в 1925 году переименовали в улицу Володарского. Бань со временем не стало, да и ярмарка прекратила свое существование.
Теперь об улице. Улицу Володарского одну из двух в советское время обозначили как заповедную. В историческом городе Ирбите их всего две. Вторая - улица Красноармейская (в прошлом Большая Торгово-Площадная).
Пройдем по Веселой от улицы Торговой (Ленина). Справа по ходу можно сразу обратить внимание на дом чиновника Степана Хлебина. Двухэтажный, каменный, ранее имевший на фасаде балкон с ажурной металлической решеткой, он известен как сдававший в ярмарку квартиры. Если у Н.М. Пейкера усадьба была посвящена саду и тишине, то Хлебин всю усадьбу застроил флигелями в два этажа, конюшнями, баней, амбарами, кухнями. Все это жило только в период ярмарки, а именно месяц-полтора. Но место-то было в центре, и квартиры стоили недешево. И Бог ему судья! Кто любит цветы, а кто сутолоку и барыш.
Напротив Хлебинского дома и ближе к улице Екатеринбургской шли каменные двухэтажные дома купцов и мещан, непременно сдаваемые в ярмарку гостям.
Особый интерес представляют кварталы от Екатеринбургской до Главной.
С правой стороны улицы Веселой расположились постройки купца Д.В. Зязина – угловой дом прислуги, склад, а далее двухэтажный каменный дом Эраста Крупина. Он интересен тем, что построен по канонам «высочайше апробированных фасадов» начала ХIХ века. Классические требования к постройкам здесь воплощены в полной мере – деление фасада карнизами на этажи, нечетное количество окон на главном фасаде и симметричность фасада, выделение центральной части фасада – все здесь присутствует.
Далее за ним, был деревянный дом с мезонином, характерный тем, что такие строили в Москве после 1812 года, после изгнания французского неприятеля, но дом, к сожалению, отжил свой век и был снесен.
На углу улиц Главной (Революции) и Веселой (Володарского) стоит каменный двухэтажный дом В.В. Казанцева – купца Первой гильдии, уважаемого в прошлом в городе человека. Если обратиться к архивным документам, то его постоянно гласные городской Думы предлагали в качестве городского головы. Всякий раз он отказывался, и только в конце своей жизни не устоял перед аргументами сограждан и согласился. Дом его, со временем постаревший, носит явные черты мотивов итальянского классического зодчества, с математически выверенным ритмом окон, простыми, но четкими членениями фасадов карнизами.
Напротив (ныне Володарского, д. 14) мы видим еще один памятник архитектуры, построенный в 1880 году дом сыновей В.В. Казанцева, где сейчас расположен музей Уральского изобразительного искусства, образец того, как можно восстановить облик исторического города Ирбита в целом.
Время постройки сказалось и на доме. Фасады его не штукатурены, не затерты известковым раствором. 80-е годы ХIХ века в России известны специалистам как годы поиска новых архитектурных решений. В дело шли прошлые находки – древнерусские, итальянские, готические, классические и другие. И в доме братьев Казанцевых мы найдем немало повторов. Два брата, два различных видения мира, своего дома. Обратите внимание – левая и правая часть двухэтажного каменного дома украшенного кирпичной кладкой совсем не идентичны. Они и по размерам разнятся. И с правой части фасада была въездная арка во двор с воротами. Объединяет композицию фасада возвышающаеся башней в стиле сибирской архитектуры парадное крыльцо. Поражают не только метровые стены постройки, но и величайшая аккуратность кирпичной кладки, обилие символики и оберегов над оконными проемами. Меня же, давно занимающегося историей застройки Ирбита, удивляет, как все устроено, что в зоне изобилующей водными подземными источниками все сохранилось и радует наш глаз, ну и наших гостей.
Особую благодарность можно сказать В.А. Карпову – директору музея, который добился выделения средств на сохранение памятника архитектуры ХIХ века и продолжение его жизни в веке двадцать первом.

Владимир Аникин, краевед