Хитров Стефан Григорьевич, священнослужитель

Хитров Стефан Григорьевич, священнослужитель
Стефан Григорьевич Хитров родился 7 апреля 1851 года в селе Гуляевском Ирбитского уезда в семье священника. По окончании первого класса Пермской Духовной семинарии в 1869 году получил должность псаломщика Димитриевской церкви села Таушканского  Камышловского уезда. 16 мая 1871 года  посвящён в стихарь, а через два года по прошению переведён на служение  в Богоявленскую церковь села Краснослободского Ирбитского уезда. Вскоре он женился, в семье появился вначале сын Николай, затем дочь Глафира. В 1882 году 14 июля для Стефана состоялось знаменательное событие: он посвящён в диаконский сан.
Многолетнее служение в селе Краснослободском прервано переводом отца Стефана вместе с семьёй в село Тропинское Шадринского уезда на псаломническое место.
1905 год дал России первую революцию. Население Урала приняло в ней активное участие. На двадцати уральских заводах прошли стачки: в Екатеринбурге, Алапаевске, Ирбите и других местах.
Революционные волнения затронули и Церковь, представители духовенства имели в то время самые различные, порой противоположные  взгляды на события, происходившие в стране.
Поддавшись революционной стихии, отец Стефан опубликовал в газете статью вольного содержания, направленную против церковного начальства. За это «слово свободы» он получил семь лет  монастырского покаяния  в городе Верхотурье. После окончания срока епитимьи отца Стефана рукоположили в сан священника и направили на служение в Успенскую церковь села Медный рудник  Екатеринбургского уезда.
6 августа 1917 года молодого священника перевели в Преображенскую церковь села Гуляевского Ирбитского уезда.
Во время гражданской войны отца Стефана арестовали в первый раз, но отпустили после уплаты контрибуции в 5000 рублей. При белых батюшка снова стал совершать священническое служение в Богоявленской церкви Краснослободского села. Каменный трёхпрестольный  храм во имя Богоявления построен в 1905 году, от Ирбита расстоянием в 86 верст. По штату для служения в нем определено  2 священника и 2 псаломщика. Вместительный, он  объединял население с большой территории. К церкви сей приписаны  церковь кладбищенская и в деревне Шанауриной и население 11 деревень: Фефиловка в 1 версте, Дуганова в 19 верстах, Антропова в 14 верстах, Голякова в 10 верстах, Замотаева в 8 вер., Шанаурина в 18 вер., Ермакова в 12 вер., Мизинка в 7 вер., Репина в 4 вер., Мельнична в 7 вер., Зуева в 10 вер. Всех православных прихожан на 1909 год  числилось 2393 человека  да раскольников  2541 человек.
Впоследствии, когда отца Стефана вновь арестовали, свидетели рассказывали на допросах, что в 1918 году он «принимал активное участие к свержению советской власти, а именно: когда белыми был занят  г(ород) Ирбит, но в … волости ещё существовал Совет, в это время свящ(енник) Хитров собрал всех местных кулаков, организовал Комитет общественной безопасности и всех членов Совета взял под контроль. На этом собрании кулаков Хитров высказывается за арест всех сочувствующих советской власти».
Отец Стефан благословлял своих духовных чад вступать в ряды Белой армии, на стороне которой воевал и его сын Николай. При отступлении армии Колчака отец Стефан вынужден уйти с белыми. Это решение  далось батюшке нелегко. Ему было уже около семидесяти лет, и он хотел остаться служить в своём родном селе. Его сын долго уговаривал отца уехать. Красные полностью разорили хозяйство батюшки: забрали весь хлеб и зарезали скот. Видя безвыходность положения, отец Стефан, наконец, решил  покинуть село с отступавшими войсками. К тому же православным воинам необходим священник.
С белыми отец Стефан отступал до города Омска, где и остался служить священником при лазарете. Когда Омск захватила  Красная армия, батюшка некоторое время продолжал исполнять свои обязанности при лазарете: исповедовал, причащал, соборовал раненых, духовно поддерживал болящих. Через несколько месяцев он решил вернуться в родное село.
Однако Краснослободская ячейка коммунистов проявила революционную бдительность, приняв к исполнению решение: всех «бегунцов», то есть лиц, вернувшихся из стана Колчака, а также и других «вредных элементов» отправлять в концлагерь, отца Стефана взяла под стражу для заключения в концлагерь до тех пор, «пока не будут побеждены саботаж и разруха».  
Удостоверение от Ирбитского Комитета трудовой повинности, которое было  у  отца Стефана и давало ему освобождение от всеобщей трудовой повинности в силу преклонного возраста,  ничего не изменило. Во время ареста батюшка попросил разрешения передать ключи от церкви старосте – Павлу Григорьевичу Кокареву. Павел Григорьевич, узнав о случившемся, оповестил прихожан. Срочно созвали приходское собрание, на котором отец Стефан простился с членами общины и объявил о своём аресте. Это было время Великого поста, когда православные люди должны исповедоваться и причащаться. Верующие боялись остаться без священника. «Кто нас будет исповедовать?» - спрашивали они.
И собрание решило созвать церковный сход, на котором обсуждалось, как освободить священника из-под ареста. Этот вопрос взволновал всю волость, на сход собрались жители из нескольких окрестных селений. В протоколах схода записано:
«… от граждан деревни Мельниковой Краснослободской волости … постановление.
1. После обсуждения сего вопроса все единогласно постановили, что нам нужен священник, так как мы веры Православной, от церкви не отказываемся, желаем исправлять все церковные таинства; поэтому мы просим, чтобы священника для нас оставили.
2. Мы, нижеподписавшиеся граждане Краснослободского сельсовета … единогласно постановили, что если священник Богоявленской церкви Стефан Хитров ни в чём предосудительном не замечается, то просим начальника милиции 6-го района не задерживать священника Богоявленской церкви Стефана Хитрова … Просим его отпустить нам, так как сейчас Великий пост и нам нужно всем говеть.  
3. Мы, нижеподписавшиеся прихожане Краснослободской волости … собравшись в местном храме в числе 526 человек… единогласно постановили просить, кого следует разъяснить нам, на основании каких причин арестуется священник Хитров.   Так как в деяниях священника Стефана Хитрова мы не находим никаких преступных целей, влекущих за собой те или другие наказания, потому мы считаем нужным оставить священника Хитрова на месте при храме для исполнения церковных служб  и … треб».
В документе стоят: 118 подписей жителей села Краснослободского, 52 – села  Голяковского, 60  - деревни Мельниковой, 50 – села Зуевского и других.
Как же отреагировала советская власть, без стеснения называвшая себя «народной и самой демократической властью в мире», на просьбу жителей волости освободить священника?
20 марта 1920 года последовал арест членов приходского совета. Их обвинили в организации бунта против советской власти. Поводом к этому обвинению послужили показания свидетеля, который говорил, что на церковном сходе  звучали такие призывы: «Довольно смотреть на советскую власть, она нам ничего дать не может и нам она не нужна. Довольно смотреть на коммунистов; они хотят всех попов арестовать, церковь запечатывать и иконы выбрасывать. Надо нам как можно дружнее сплотиться, иначе нас всех по одному арестуют». «Это уже не первое такое выступление, которое происходит из-за попов», - сообщил уполномоченный при Ирбитской уездной городской милиции.
Следствие по делу отца Стефана длилось четыре месяца, все это время он находился в заключении, виновным себя не признал. 16 августа 1920 года Екатеринбургская губернская чрезвычайная комиссия постановила: применить к С.Г.Хитрову как к контрреволюционеру, пытавшемуся «восстановить малосознательные массы против сов(етской) власти во имя спасения собственной шкуры», высшую меру наказания. Других арестованных приговорили к пяти годам лишения свободы.
В 1992 году отец Стефан Хитров реабилитирован на основании статьи 3 Закона РСФСР  «О реабилитации жертв политических репрессий».
17 июля 2002 года С.Г.Хитров прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.

27.01.2012 г.
Д.С. Степанова, краевед



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений