Дом для ребенка

Дом для ребенка
26 февраля 2016
Каждый ребенок должен иметь дом и семью, в которой он будет расти, развиваться и чувствовать себя счастливым, но сейчас не все дети живут в любящей и заботливой семье. Одним ее заменяет казенный детский дом, другим – опекуны и лишь немногие попадают к родным по духу людям. Неравнодушие, милосердие этих людей лечит детские души и дает шанс на счастливую жизнь.
Под опекой государства
В последних числах декабря в Ирбите закрылся последний детский дом. Получается, в городе больше не осталось сирот? Нет, сироты остались, ведь существует социальное сиротство. Социальные сироты – это несовершеннолетние, которые имеют биологических родителей, но те по каким-то причинам не занимаются их воспитанием. Таких детей государство не оставляет на произвол судьбы. В Ирбите им помогает Центр социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД). Основными функциями этого учреждения являются: профилактика семейного неблагополучия, организация работы с приемными семьями, помощь детям, которые находятся в социально-опасном положении.
Светлана Яковлевна Лалетина, директор ЦСПСиД, рассказала, как это учреждение помогает социальным сиротам.
- Насколько в Ирбите актуально такое понятие, как социальное сиротство?
- Около 300 детей-сирот находятся в данный момент на учете, то есть живут в приемных или опекунских семьях. На сегодня в ЦСПСиД нет ни одного сироты. Но у нас всегда есть потенциальные семьи, где могут осиротеть дети, потому что родители, будучи пьющими или тяжелобольными, могут умереть или лишиться родительских прав. Наше учреждение работает над единой целью – сделать так, чтобы каждый ребенок воспитывался в семье.
- Одно из отделений ЦСПСиД – стационарное. В нем имеется 14 мест, на которые поступают мальчики и девочки в возрасте от 3 до 18 лет из Ирбита и Ирбитского района на временное проживание в связи с семейными трудностями. Какие дети поступают в стационарное отделение? Сколько детей находится там сейчас?
- В основном, это дети, которые уже стали жертвами семейного неблагополучия. Дети поступают в наше учреждение по решению органа опеки в результате их изъятия из семьи. На сегодня в стационарном отделении находится 11 детей.
- На каких основаниях дети попадают к вам? Какие причины содействуют этому?
- В круглосуточной группе проживают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Эта ситуация возникает, когда родители сами имеют серьезные проблемы, они злоупотребляют алкоголем, либо наркотиками. Эти родители, которые сами находятся в беде. И систематически работая с такой семьей, наши специалисты стараются поддерживать в этой семье тонус для воспитания. Но бывают ситуации глубокого неисполнения своих обязанностей, запойное состояние родителей или серьезные конфликтные отношения в семье. Тогда дети оказываются в социально-опасном положении, им нечего пить и есть, из-за конфликтов они убегают из дома. В таком положении опека находит этих детей и определяет в наш центр.
- Но у этих детей есть родители, которые пока не лишены родительских прав. Получается, что через некоторое время эти дети возвращаются обратно в свои семьи?
- Когда ребенок попадает в ЦСПСиД, наши специалисты немедленно входят в его семью и ставят перед родителями задачу по улучшению семейных отношений. Это может быть немедленное лечение у нарколога, установление порядка в доме, возвращение семьи в нормальное состояние. И если за определенный срок семья исправляет все проблемы, ребенок возвращается в эту семью, ребенок живет здесь, как в пансионате, то есть временно.
- А можно ли из вашего центра взять ребенка под опеку, в приемную семью?
- Если у ребенка есть родители, он возвращается к ним. Но когда семья не встает на путь исправления, систематически не исполняет свои обязанности, опека ходатайствует перед судом о лишении родителей родительских прав. В учреждении фактически нет сирот, потому что ребенок, даже выпадая из родной семьи, должен миновать систему государственного воспитания. Он может попасть сюда на время, в ожидании своих новых родителей, но мы заинтересованы в том, чтобы в пределах месяца передать ребенка в семью, которая примет его, как полноценного её члена. Вначале рассматривается устройство этого ребенка в кровную семью, в семью близких родственников. Это могут быть братья, сестры, дедушки, бабушки. Если же, пройдя всех кровных родственников, мы получаем отказ, тогда поиск новых родителей идет на уровне тех людей, которые прошли школу приемных родителей. (Школа приемных родителей организована при ЦСПСиД, обучение в ней уже прошли около 300 человек. - Прим. авт.).
- А как приемные родители находят своих будущих детей?
- Знакомство потенциальных родителей с ребенком вначале проходит информационно. С родителями беседуют, рассказывают им обо всех достоинствах и недостатках ребенка. И если родители обращают внимание на ребенка, они идут на личное знакомство с ним.
- Как проходит период адаптации в семье?
- Вопрос адаптации всегда трудный. Мы строим адаптационные программы в пределах 6 месяцев. Например, семья и ребенок довольны друг другом, ребенок начинает жить в семье, но чем больше проходит времени, тем процесс адаптации становится сложнее. Вначале идет ознакомительный период. Ребенок ждал семью, он ее получил, родители хотели ребенка, теперь он есть. Но как только проходит «вдохновение первого дня», возникает вопрос: по каким правилам жить в этой семье? Дети, которые попадают в приемную семью, сразу хотят, чтобы им принадлежало в ней все. Часто приемные родители имеют родных детей, и приемные хотят, чтобы к ним относились также, чтобы им давали лучший кусок торта, одевали лучше, чем остальных. Это обычная детская конкуренция. Как только у ребенка начинается эта борьба, в семье возникает страх. Семья начинает понимать, что не может дать ребенку всего, что он хочет и поэтому начинает строить ему границы: вот твои обязанности, вот твоя территория. На этом этапе сложно всем, и детям, и взрослым. Ребенок может уйти из семьи, сделать что-то назло. Он говорит: «Нравится вам или не нравится, а делать я буду так». После появления приемного ребенка происходит нарушение традиций и правил семьи. Из-за этого возникает внутрисемейный конфликт. В него вмешиваются и родственники, которые начинают задавать родителям вопросы: «Зачем вы взяли приемного ребенка в семью? Зачем приобретать нового члена семьи, который мешает жить?» На этом этапе важно выработать такой механизм взаимодействия, чтобы этот конфликт нейтрализовать. Здесь нужна качественная педагогическая помощь, то есть надо научить семью правильно строить взаимоотношения с ребенком, научить договариваться с ним. Бывают ситуации, когда ребенок приходит к нам и говорит: «Я не хочу жить в этой семье, потому что меня там не любят». Тогда мы работаем с этим ребенком и говорим, что семейные отношения – это не только эмоциональные, но еще и ответственные отношения, говорим, что родители взяли на себя ответственность за его воспитание. Этот период самый показательный для того, чтобы узнать – состоится эта семья в долгосрочной перспективе или нет.
- В каком возрасте адаптация ребенка в семье проходит легче?
- Семья и дети адаптируются друг к другу в любом возрасте. Маленький ребенок будет бороться за территорию, биться за любовь детскими средствами. А подросток, понимая, что ему нужны опорные люди и друзья, идет с родителями на договоренность. Но в основном, подростки уходят в кровные семьи, стремясь к тем людям, которые их уже знают.

Лишение родительских прав – не приговор!
Но не только дети стремятся в кровную семью. Нередко родители меняют образ жизни (бросают пить, находят работу) для того, чтобы забрать ребенка обратно. Согласно статистике ЦСПСиД, 90% детей из стационарного отделения возвращаются в родные семьи. Чернова Нэлли Анатольевна, заведующая отделением профилактики безнадзорных несовершеннолетних с участковой службой и Бескова Клавдия Митрофановна, специалист отделения сопровождения замещающих семей рассказали о семьях, которые находились в трудной жизненной ситуации, но вышли из нее и вернули себе ребенка.
В одной из таких семей маму лишили родительских прав из-за асоциального образа жизни, и ребенок попал в замещающую семью. Прошло несколько лет, мама повзрослела, сменила образ жизни и осознала, что потеряла. После этого она искала пути вернуть ребенка. Все происходило через суд, сотрудники ЦСПСиД помогали ей собирать пакет документов для восстановления в родительских правах, и на суде уже рассматривался этот вопрос. Этот случай был не единственным, и, в основном, результаты были положительны. Были и другие ситуации. У мамочки-одиночки был грудничок, и эта мама не исполняла своих родительских обязанностей: детское питание не получала, ежемесячный детский осмотр не проходила, отопления и света в доме не было, с очереди на новое жилье ее сняли. Условий для безопасного нахождения ребенка в семье не было, поэтому его пришлось на время забрать у матери. Однако, спустя месяц, благодаря сотрудникам ЦСПСиД, было оформлено пособие по уходу за ребенком, мама была восстановлена в очереди на жилье. На данный момент она уже получила квартиру, вышла замуж и занимается воспитанием ребенка.
Но порой семьям самим невозможно выйти из трудной жизненной ситуации без посторонней помощи. Тогда на помощь приходят неравнодушные, милосердные люди. Предприниматель из города Ирбита ежемесячно привозит необходимые продукты пяти многодетным семьям, которые не могут прокормить себя сами. А семье из села Ключи, пострадавшей от пожара, односельчане помогли обзавестись всем необходимым и сохранить детей в семье.

О детях, семье и милосердии
Светлана Яковлевна, директор ЦСПСиД, считает: «Милосердным можно быть, если регулярно подавать нищему человеку свое подаяние, это простой способ помогать человеку, при этом ты не берешь на себя ответственность за его жизнь и здоровье. Просто ты делишься. А то, что касается приемного родительства, то это понятие намного выше, чем милосердие. Ведь ты делишься с человеком не только хлебом насущным, ты делишься своей душой».
Наталья Георгиевна Краснова, мама четырех приемных детей, даже не думала о таком понятии, как милосердие, когда взяла четырех детишек к себе домой. Эти ребята, брат с сестрой и еще двое мальчишек, не были знакомы до прихода в новую семью, но они быстро сдружились и полюбили друг друга. Такое святое и нежное слово «мама» ребята начали говорить уже на следующий день. Детишки в семье Натальи Георгиевны, как и многие, следят за порядком в доме, ходят в школу и различные кружки и участвуют в разных городских конкурсах и фестивалях. Не в каждой родной семье есть такая теплота, любовь и домашний уют, как в семье Натальи Георгиевны. Когда она рассказывает о своих детях, в ее глазах видны слезы умиления, а дети, проходя рядом с любимой мамой, обязательно обнимут или поцелуют ее.
- Мне самой плохо без них, они нужны мне, мой смысл жизни в них. Я человек взрослый, моя родная дочь уже выросла и если бы я жила одна, чем бы я занималась? Я будто проживаю целую жизнь заново: снова садик, школы, дети. А главное, когда я просыпаюсь, я знаю, зачем это делаю - ради детей.
Действительно, принять неродного ребенка в свою семью и полюбить, как самого близкого человечка, может далеко не каждый. Этот поступок выше, чем милосердие, но он является уроком для всех людей, уроком милосердия, душевной красоты. И дети, получившие такой урок милосердия, будут жить с открытым сердцем и в будущем смогут делиться своей любовью и теплотой с другими.
Полина ШУБИНА,
пресс-центр «СТИЖ» ЦДТ
ИЖ №8 2016



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений