17 мая 2024
В стопе переплетенных газет «Коммунар» подшивки военных лет видны сразу. Их толщина едва ли четвертая часть от довоенных и послевоенных, ведь газета выходила обычно на одном листке (а то и четвертушке), раз в неделю. Сводки с фронтов, международные новости, рассказы о подвигах земляков. И среди них часто-часто, едва ли не в каждом номере, информация о делах детей — маленьких ирбитчан, которые столько сделали для Победы.
Уже в номере за 6 июля 1941 года читаем: «Ученик школы № 10 Николай Тюстин во время каникул решил работать в колхозе им. Тельмана. Правление назначило его на окучивание картофеля. Третий день Николай с учеником 4 класса Гаевской начальной школы Валентином Тюстиным окучивает картофель конным окучником. Эту работу учащиеся провели на площади 4 гектара. «Мы, — говорит Николай, — помогаем колхозу вырастить высокий урожай. Знаем, что картофель, как и другие продукты, нужен для бойцов Красной Армии».
Фронт для наших детей проходил по полям окрестных колхозов. 15 июля «воспитанники детского дома № 4 оказали большую помощь колхозу им. Сталина Булановского сельсовета. За короткий период времени ребята пропололи 50 га. На днях бригада из 10 человек под руководством тов. Юнга уничтожила на кол¬хозных полях осот, дикую коноплю, несмотря на то, что выпадают осадки».
Первым военным летом ребята не отдыхали ни дня. Ими были выполнены огромные объемы самых различных работ. «Воспитанники детского дома № 2 работали на про¬полке хлеба в колхозе им. Молотова Булановского сельсовета. Пропололи 140 га. Отзывы колхозников о работе ребят исключительно хорошие. Сейчас 23 человека вместе с воспитательницей тов. Яковлевой собирают грибы в Устиновском с/с. И в то же время помогают здешним колхозам пропалывать хлеба. Хорошо работают по заготовке грибов Аркаша Ходырев, Толя Юхневич, Гена Герасимов. Нина Лядова и Алла Иордан помогают готовить обед. Воспитанники, оставшиеся в городе, работают на диатомитовом комбинате, выступают с песнями и плясками на сборном пункте, уже закончили ремонтировать старые учебники. Так что своими маленькими делами детвора помогает Красной Армии».
Прошел призыв в ремесленные училища. 23 июля: «Сотни заявлений поступают в комиссию по приёму в ремесленные училища. У Леонида Яковлева, ученика 7 класса школы № 12, во время боев с финской белогвардейщиной погиб старший брат Серафим. Сейчас два брата находятся в рядах Красной Армии. Леонид тоже не отстает от своих братьев. Он подал заявление, в котором просит принять его в ремесленное училище. «Я хочу быть примером своей любимой Родине»,- пишет Леня Яковлев».
Просились в училище и совсем малыши. «Убедительно прошу принять меня в училище. Я, ученик 5 класса школы № 4, хочу учиться в ремесленном училище. Подаю вторичное заявление и убедительно прошу принять меня в училище», — писал Витя Мельников.
На завод пошли работать воспитанники детского — дома № 4 Вася Кротов, Петя Шимон, Петя Семик, Паша Жук, Володя Бояркин. «Заме¬ним мобилизованных! Самоотверженная работа — вот наша помощь Красной Армии!» Патриотизм их был искренним и неподдельным.
Ученики младших классов соби¬рали металлический лом. Валя и Женя Мастренко, Зоя, Валя и Вова Талашмановы, Юра Словцов и Надя Мамонтова вместе с учительницей школы № 5 Е. Барышевой в два дня насобирали целый воз всевозможных железных и чугунных вещей. Обшарили свои дворы, все ненужные металлические вещи стаскали. В одну кучу, отвезли на склад. «Мы, дети, не хотим отставать от взрослых в работе на оборону Родины. На заводах и фабриках мы работать еще не можем, но чем-нибудь помогать фронту должны. Мы знаем, что сейчас требуется особенно много металлического лома, чтобы больше сделать снарядов и «угостить» ими фашистов».
В августе началась работа по за¬готовке кормов. Учащиеся школы № 12 в колхозах Бердюгинского сельсовета за два дня заложили 100 тонн силоса и заготовили 30 центнеров веточного корма. 20 воспитанником детского дома № 2 не умели косить. Но научились. С 3 по 20 августа им нужно было заложить 50 тонн силоса. Но уже к 9 августа они заложили 100 тонн! А учащиеся школы № 4 вместе с учителями Я. Чиновым и А. Вятчиным заготовили 5 010 пар веников. Каждому нужно было сделать в день по 50 пар, но Таня Зырянова и Оля Турухина делали по 60-65 пар. Бригада воспитанников детского дома № 1 за 10 дней работы в колхозе «Красноармеец» Устиновского сельсовета выкопала 3 ямы и заложила 75 тонн силоса. Особенно хорошо работали пионеры Гладких, Дедюрин, Антропов, Ершова, Беляева, Маковцева, Тагильцев.
Дети отдавали фронту все, что могли. Казалось бы, что могут собрать из одежды и белья воспитан¬ники детского дома № 2? «Они внесли, кто что мог. На собрании Юра Черепанов сказал: «За неимением теплых вещей я даю в подарок Красной Армии трех голубей». Дуся Горощенко и Костуся Дивейкис дали по теплым чулкам, Ира Лисовская и Валя Ратуева — по шарфу, Ляля Богорад — шерстяные носки».
Маленькая Томилла Докучаева, первоклассница школы № 7, сказала: «На мотоциклетную колонну в подарок нашей дорогой Красной Армии я вношу 100 рублей. Хочу, чтобы скорее разбили фашистов, и мой папа вернулся домой».
Пионеры детского дома № 2 решили на свои сбережения купить походную кухню. Зина Михалева внесла 50 рублей, Толя Юхневич — 25. От пионеров 4 отряда поступило 316рублей. Из них Коля Протасов внес 100, а Юра Зирнит — 200 рублей.
Имя Юры Зирнита не раз встречается на страницах «Коммунара». Этот мальчик ничего не жалел, на все откликался, отдавал последнюю одежду и деньги. Наверное, многие видели на городском кладбище мраморный обелиск со звездой и надписью: «Юрочка Зирнит. Родился 19.11.1929, погиб 27.05.1945». Через несколько дней после Победы, когда уже за ним ехала мама, Юра утонул. За его могилой всегда ухаживали приезжавшие в Ирбит ленинградцы.
В Свердловской области во время войны были собраны деньги на колонны танков и эскадрильи самолетов, в том числе на танк «Пионер» и даже самолет «Дошкольник». Во всем этом дети Ирбита принимали активнейшее участие.
Самоотверженность наших школьников не осталась незамеченной. В апреле 1943 года в школы № 1 и № 2 пришли благодарности за со¬бранные средства. Они были подписаны Главнокомандующим И. Сталиным.
В городе появились эвакуированные дети. И для них было собрано 700 вещей, учебники, 1354 рубля. Особенно много вещей принесли ученики школ № 1 и № 7.
К каждому празднику на фронт посылались посылки. С помощью родителей готовили печенье, сдобные сухари, собирали конверты, бумагу.
С первых дней войны над красноармейскими семьями шефство¬вали тимуровцы. Любую работу выполняли с желанием. Тимуровцы школы № 1 обеспечивали дровами 24 семьи, 56 раз выходили на рас¬пилку дров. Оля Ялунина ежедневно носила в ясли ребенка, Вова Ратуев и Тома Баженова часто мыли полы в квартирах семей фронтовиков. Садили, пропалывали и окучивали картофель, а осенью помогали убирать его. В школе № 10 было десять тимуровских команд. Лучшим вожаком-тимуровцем был воспитанник детского дома № 2 Витя Тупицын. Учился на «отлично», все лето работал в колхозе, заработал 159 трудодней и осенью 1943 года побывал в «Артеке».
Вчерашние школьники прекрасно работали на производстве. Подросток Федя Зенков, ученик слесаря, уже к концу первого месяца начал перевыполнять нормы, а потом его выработка составляла две с половиной — три нормы в смену. В промартели «Красный партизан», выпускавшей жестяные изделия, большинство рабочих также были подростки. 40 из них систематически перевыполняли нормы. Братья Николай и Модест Рожины давали по 500-600%. По четыре нор¬мы выполнял Миша Шаньгин. Степан Минеев при норме восемь ведер делал по тридцать. Михаил Кристалов вместо девяти рукомойников делал 25-30.
Не отставали и воспитанники детского дома № 1. Федя Шапранов и Шура Какшин освоили выработку сложных деталей и выполняли нормы на 150-175%. От полутора до двух норм в смену давали столяры-сборщики Костя Косарев, Коля Березин и токарь по дереву Володя Таран.
Дети работали и на ремонте своих школ. Это лежало на их плечах. Благодаря их труду только в школе № 2 было сэкономлено 15 тысяч руб¬лей. Сами изготовляли новые наглядные пособия, чертили таблицы и схемы.
Но своей главной задачей школьники считали хорошую учебу. Директор школы № 1 А. Капелько уже к концу первой четверти отмечала, что успеваемость повысилась до 90%. Улучшилась дисциплина, даже 6 «в», считавшийся самым трудным, полностью изменил свое поведение в лучшую сторону. П. Набоких, завгороно, в конце 1941-1942 учебного года писала, что школы города работали значительно лучше прошлого года. Успеваемость составила 87,1%. Школы № 1 и № 2 добились успеваемости 95%
Конечно, едва ли десятую часть всех упоминули в военные годы в газете «Коммунар». А быть может, некоторые и сейчас живут в городе, ходят рядом с нами по улицам. У них не было детства, они прожили трудную юность, многие так ничего хорошего в жизни и не увидели. Безрадостна и их старость. Но пусть они знают, что их имена навечно вписаны в историю, без их самоотверженного труда не было бы Победы. Ее цена — это предельное напряжение всех сил на грани человеческих возможностей.
По материалу Е. Эннс «Дети и война: по страницам газеты «Коммунар»
Уже в номере за 6 июля 1941 года читаем: «Ученик школы № 10 Николай Тюстин во время каникул решил работать в колхозе им. Тельмана. Правление назначило его на окучивание картофеля. Третий день Николай с учеником 4 класса Гаевской начальной школы Валентином Тюстиным окучивает картофель конным окучником. Эту работу учащиеся провели на площади 4 гектара. «Мы, — говорит Николай, — помогаем колхозу вырастить высокий урожай. Знаем, что картофель, как и другие продукты, нужен для бойцов Красной Армии».
Фронт для наших детей проходил по полям окрестных колхозов. 15 июля «воспитанники детского дома № 4 оказали большую помощь колхозу им. Сталина Булановского сельсовета. За короткий период времени ребята пропололи 50 га. На днях бригада из 10 человек под руководством тов. Юнга уничтожила на кол¬хозных полях осот, дикую коноплю, несмотря на то, что выпадают осадки».
Первым военным летом ребята не отдыхали ни дня. Ими были выполнены огромные объемы самых различных работ. «Воспитанники детского дома № 2 работали на про¬полке хлеба в колхозе им. Молотова Булановского сельсовета. Пропололи 140 га. Отзывы колхозников о работе ребят исключительно хорошие. Сейчас 23 человека вместе с воспитательницей тов. Яковлевой собирают грибы в Устиновском с/с. И в то же время помогают здешним колхозам пропалывать хлеба. Хорошо работают по заготовке грибов Аркаша Ходырев, Толя Юхневич, Гена Герасимов. Нина Лядова и Алла Иордан помогают готовить обед. Воспитанники, оставшиеся в городе, работают на диатомитовом комбинате, выступают с песнями и плясками на сборном пункте, уже закончили ремонтировать старые учебники. Так что своими маленькими делами детвора помогает Красной Армии».
Прошел призыв в ремесленные училища. 23 июля: «Сотни заявлений поступают в комиссию по приёму в ремесленные училища. У Леонида Яковлева, ученика 7 класса школы № 12, во время боев с финской белогвардейщиной погиб старший брат Серафим. Сейчас два брата находятся в рядах Красной Армии. Леонид тоже не отстает от своих братьев. Он подал заявление, в котором просит принять его в ремесленное училище. «Я хочу быть примером своей любимой Родине»,- пишет Леня Яковлев».
Просились в училище и совсем малыши. «Убедительно прошу принять меня в училище. Я, ученик 5 класса школы № 4, хочу учиться в ремесленном училище. Подаю вторичное заявление и убедительно прошу принять меня в училище», — писал Витя Мельников.
На завод пошли работать воспитанники детского — дома № 4 Вася Кротов, Петя Шимон, Петя Семик, Паша Жук, Володя Бояркин. «Заме¬ним мобилизованных! Самоотверженная работа — вот наша помощь Красной Армии!» Патриотизм их был искренним и неподдельным.
Ученики младших классов соби¬рали металлический лом. Валя и Женя Мастренко, Зоя, Валя и Вова Талашмановы, Юра Словцов и Надя Мамонтова вместе с учительницей школы № 5 Е. Барышевой в два дня насобирали целый воз всевозможных железных и чугунных вещей. Обшарили свои дворы, все ненужные металлические вещи стаскали. В одну кучу, отвезли на склад. «Мы, дети, не хотим отставать от взрослых в работе на оборону Родины. На заводах и фабриках мы работать еще не можем, но чем-нибудь помогать фронту должны. Мы знаем, что сейчас требуется особенно много металлического лома, чтобы больше сделать снарядов и «угостить» ими фашистов».
В августе началась работа по за¬готовке кормов. Учащиеся школы № 12 в колхозах Бердюгинского сельсовета за два дня заложили 100 тонн силоса и заготовили 30 центнеров веточного корма. 20 воспитанником детского дома № 2 не умели косить. Но научились. С 3 по 20 августа им нужно было заложить 50 тонн силоса. Но уже к 9 августа они заложили 100 тонн! А учащиеся школы № 4 вместе с учителями Я. Чиновым и А. Вятчиным заготовили 5 010 пар веников. Каждому нужно было сделать в день по 50 пар, но Таня Зырянова и Оля Турухина делали по 60-65 пар. Бригада воспитанников детского дома № 1 за 10 дней работы в колхозе «Красноармеец» Устиновского сельсовета выкопала 3 ямы и заложила 75 тонн силоса. Особенно хорошо работали пионеры Гладких, Дедюрин, Антропов, Ершова, Беляева, Маковцева, Тагильцев.
Дети отдавали фронту все, что могли. Казалось бы, что могут собрать из одежды и белья воспитан¬ники детского дома № 2? «Они внесли, кто что мог. На собрании Юра Черепанов сказал: «За неимением теплых вещей я даю в подарок Красной Армии трех голубей». Дуся Горощенко и Костуся Дивейкис дали по теплым чулкам, Ира Лисовская и Валя Ратуева — по шарфу, Ляля Богорад — шерстяные носки».
Маленькая Томилла Докучаева, первоклассница школы № 7, сказала: «На мотоциклетную колонну в подарок нашей дорогой Красной Армии я вношу 100 рублей. Хочу, чтобы скорее разбили фашистов, и мой папа вернулся домой».
Пионеры детского дома № 2 решили на свои сбережения купить походную кухню. Зина Михалева внесла 50 рублей, Толя Юхневич — 25. От пионеров 4 отряда поступило 316рублей. Из них Коля Протасов внес 100, а Юра Зирнит — 200 рублей.
Имя Юры Зирнита не раз встречается на страницах «Коммунара». Этот мальчик ничего не жалел, на все откликался, отдавал последнюю одежду и деньги. Наверное, многие видели на городском кладбище мраморный обелиск со звездой и надписью: «Юрочка Зирнит. Родился 19.11.1929, погиб 27.05.1945». Через несколько дней после Победы, когда уже за ним ехала мама, Юра утонул. За его могилой всегда ухаживали приезжавшие в Ирбит ленинградцы.
В Свердловской области во время войны были собраны деньги на колонны танков и эскадрильи самолетов, в том числе на танк «Пионер» и даже самолет «Дошкольник». Во всем этом дети Ирбита принимали активнейшее участие.
Самоотверженность наших школьников не осталась незамеченной. В апреле 1943 года в школы № 1 и № 2 пришли благодарности за со¬бранные средства. Они были подписаны Главнокомандующим И. Сталиным.
В городе появились эвакуированные дети. И для них было собрано 700 вещей, учебники, 1354 рубля. Особенно много вещей принесли ученики школ № 1 и № 7.
К каждому празднику на фронт посылались посылки. С помощью родителей готовили печенье, сдобные сухари, собирали конверты, бумагу.
С первых дней войны над красноармейскими семьями шефство¬вали тимуровцы. Любую работу выполняли с желанием. Тимуровцы школы № 1 обеспечивали дровами 24 семьи, 56 раз выходили на рас¬пилку дров. Оля Ялунина ежедневно носила в ясли ребенка, Вова Ратуев и Тома Баженова часто мыли полы в квартирах семей фронтовиков. Садили, пропалывали и окучивали картофель, а осенью помогали убирать его. В школе № 10 было десять тимуровских команд. Лучшим вожаком-тимуровцем был воспитанник детского дома № 2 Витя Тупицын. Учился на «отлично», все лето работал в колхозе, заработал 159 трудодней и осенью 1943 года побывал в «Артеке».
Вчерашние школьники прекрасно работали на производстве. Подросток Федя Зенков, ученик слесаря, уже к концу первого месяца начал перевыполнять нормы, а потом его выработка составляла две с половиной — три нормы в смену. В промартели «Красный партизан», выпускавшей жестяные изделия, большинство рабочих также были подростки. 40 из них систематически перевыполняли нормы. Братья Николай и Модест Рожины давали по 500-600%. По четыре нор¬мы выполнял Миша Шаньгин. Степан Минеев при норме восемь ведер делал по тридцать. Михаил Кристалов вместо девяти рукомойников делал 25-30.
Не отставали и воспитанники детского дома № 1. Федя Шапранов и Шура Какшин освоили выработку сложных деталей и выполняли нормы на 150-175%. От полутора до двух норм в смену давали столяры-сборщики Костя Косарев, Коля Березин и токарь по дереву Володя Таран.
Дети работали и на ремонте своих школ. Это лежало на их плечах. Благодаря их труду только в школе № 2 было сэкономлено 15 тысяч руб¬лей. Сами изготовляли новые наглядные пособия, чертили таблицы и схемы.
Но своей главной задачей школьники считали хорошую учебу. Директор школы № 1 А. Капелько уже к концу первой четверти отмечала, что успеваемость повысилась до 90%. Улучшилась дисциплина, даже 6 «в», считавшийся самым трудным, полностью изменил свое поведение в лучшую сторону. П. Набоких, завгороно, в конце 1941-1942 учебного года писала, что школы города работали значительно лучше прошлого года. Успеваемость составила 87,1%. Школы № 1 и № 2 добились успеваемости 95%
Конечно, едва ли десятую часть всех упоминули в военные годы в газете «Коммунар». А быть может, некоторые и сейчас живут в городе, ходят рядом с нами по улицам. У них не было детства, они прожили трудную юность, многие так ничего хорошего в жизни и не увидели. Безрадостна и их старость. Но пусть они знают, что их имена навечно вписаны в историю, без их самоотверженного труда не было бы Победы. Ее цена — это предельное напряжение всех сил на грани человеческих возможностей.
По материалу Е. Эннс «Дети и война: по страницам газеты «Коммунар»